Цвет
Фоновый цвет
Фоновое изображение
Цвет рамки
Тип шрифта
Размер шрифта
  1. Мать иеромонаха Онуфрия жила до 1915 года в Польше у старшего сына Владимира. Когда началась война и приблизились немецкие войска, Владимир отправил мать вместе с сестрой и ее детьми на подводе в Брест, откуда они должны были с другими беженцами выехать в глубь России. Приехав в Брест, где скопилась масса беженцев, Екатерина Осиповна, которой шел тогда шестьдесят второй год, потеряла в толпе дочь и внуков. Полагая, что они уже уехали, она села в поезд, наивно надеясь, что дочь сможет ее разыскать. Поезд все дальше уходил от границы. На станциях учрежденные властями люди кормили всех беженцев – была сыта и Екатерина Осиповна. Но вот наконец поезд прибыл в Херсон, и последовал приказ всем беженцам высадиться с тем, чтобы уже каждый устраивался как сможет.

    Екатерина Осиповна оказалась на улице в незнакомом городе, без денег, без запаса одежды. Пробродив целый день по городу, она пришла к набережной реки – голодная, продрогшая, беспомощная. Сердцем овладело отчаяние и, глядя на реку, она решила утопиться. Помолившись Богу, она собиралась было уже привести намерение в исполнение, но в этот момент кто-то кашлянул неподалеку. Она оглянулась и увидела, что на берегу стоит кто-то в черном, похожий на монаха. «Это монах, – мелькнула у нее мысль, – и сын у меня монах. Может быть, он знает его и знает, где он». Она стала звать его. Монах спустился к реке и спросил, что ей нужно. Екатерина Осиповна сказала, что ищет сына, который учился в академии в Петербурге. «Такого я не знаю», – ответил монах и хотел уйти. «Ну, теперь я утоплюсь, – сказала старушка. – У меня шестеро детей, но я не знаю теперь, где они, и я должна погибнуть».

    Монах сжалился над несчастной женщиной и повел ее в архиерейский дом в надежде, что епископ может знать сына старушки, как ученого монаха. На звонок вышел келейник, и монах настоял, чтобы он доложил епископу, что старушка-беженка ищет своего сына. Келейник впустил ее в дом и пошел доложить о просительнице епископу Прокопию (Титову). Вскоре открылась боковая дверь и вышел епископ. Старушка упала перед ним на колени.

    «Он подошел ко мне, – вспоминала она, – благословил меня и спросил: “Что вы хотите, матушка?” Я ответила: “Ищу сына”. – “А кто он такой?” – “Иеромонах Онуфрий из Петербурга”. И слышу, он радостно спрашивает: “Гагалюк?” Я, как услышала фамилию сына, то от радости потеряла сознание. Епископ привел меня в чувство, усадил в кресло и сказал: “Он у меня”. Я опять потеряла сознание. Когда я пришла в себя, он сказал: “Вы успокойтесь, он не здесь у меня, а в девяноста верстах отсюда, в Григорие-Бизюковом монастыре. Вы отдохните немного, выпейте чаю, закусите. Заложат экипаж, который и отвезет вас к сыну”. Он вышел, и тогда я поняла, что это епископ. Я первый раз в жизни видела епископа и подумала: “Неужели и сын мой будет таким и исполнится пророчество моего маленького Антоши, который когда-то сказал мне, что будет епископом?” Через некоторое время епископ усадил меня в карету, туда же сел келейник, и лошади помчали меня к сыну. На следующий день в монастырь приехал епископ Прокопий, совершил службу и по окончании сказал проповедь о том, “как мать чудесным образом нашла своего сына”. Все бывшие в церкви плакали, и мне казалось, что более счастливого человека, чем я, нет никого на свете!»[11]


    Источник текста и продолжение...
  2. Житие Праведного Александра Вологодского:

    http://afanasiyfeodosiy.cerkov.ru/svyatoj-pravednyj-aleksandr-badanin-vologodskij/
  3. преподобный Иоанн Лествичник.jpg

    — Сей блаженный Иоанн, когда ему минуло 16 лет возраста телесного, — совершенством же ума он и тогда уже уподоблялся тысячелетнему, — предал себя Великому Архиерею-Богу, как непорочную и добровольную жертву. Тело свое вознес он на Синайскую гору, а душу — на гору небесную; видимо восшед на гору, он приблизился к небесной высоте, умом созерцая Бога невидимого. Устранившись мира, он с самого начала возлюбил украшенную смирением кротость, как начальницу «мысленных отроковицы», как учительницу добродетелей. Он отсек вольность и гордыню и, восприяв на себя благолепное смиренномудрие, при самом вступлении в иноческую жизнь внимательным рассмотрением отгнал от себя сего обманщика — самоугодие и самоуверенность. Подклонив свою выю, он вверился искусному духовному наставнику, желая под его руководством безбедно прейти опасную пучину страстей. Отрешившись от мирского жития, Иоанн стал вести себя между иноками, как малолетний, не умеющий говорить, отрок, как будто душа его не имела ни своего разума, ни своей воли, но совершенно лишена была естественных ей свойств. А что всего удивительнее — при обширной своей учености Иоанн оставался смиренным иноком, возлюбив небесную простоту и не превозносился своим любомудрием, смиряя себя для Бога.

    Наставником и руководителем преподобного Иоанна — как говорит о том Синхрон — был авва Мартирий. Когда на 20-м году его жизни Мартирий постриг Иоанна в иноческий образ, то авва Стратигий в этот день предсказал о нем, что он будет великим светилом вселенной — что потом и сбылось.

    ***


    По Иоанну иноческая жизнь являет собой путь непрерывного и нелегкого восхождения по лестнице духовного самосовершенствования. Здесь борьба со страстями и пороками и изумительный процесс духовного очищения, где необходимо помнить о своем смертном часе, и оттого встретить его морально подготовленным. 30 бесед о 30 ступенях духовного возрастания, по числу 30 лет Христа до Его вступления на общественное служение. В изложении, преимущественно простом и доходчивом, проскальзывают элементы витиеватости, но это лишь внешняя сторона, как и аллегории, в которые следует вникнуть самому читателю, поэтому «Лествицу» разъясняли ( толковали) тот же святой Иоанн Раифский, по просьбе которого она и писалась, Илья Критский, да и многие другие.

    Из первой ступени "Об отречении от жития мирского":


    "20. Если бы земной царь позвал нас и пожелал бы нас поставить в служение пред лицем своим; мы не стали бы медлить, не извинялись бы, но оставив все, усердно поспешили бы к нему. Будем же внимать себе, чтобы когда Царь царствующих и Господь господствующих и Бог богов зовет нас к небесному сему чину, не отказаться по лености и малодушию, и на великом суде Его не явиться безответными. Может ходить и тот, кто связан узами житейских дел и попечений, но неудобно; ибо часто и те ходят, у которых железные оковы на ногах: но они много претыкаются, и получают от этого язвы. Человек неженатый, а только делами связанный в мире, подобен имеющему оковы на одних руках; а потому, когда он ни пожелает, может невозбранно прибегнуть к монашескому житию; женатый же подобен имеющему оковы и на руках и на ногах.

    21. Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: «Как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому?» Я отвечал им: «Все доброе, что только можете делать, делайте; никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосерды, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой части14, будьте довольны оброки жен ваших. Если так будете поступать, то не далеко будете от царствия небесного»."

    Ioann_Lestvichnik_11.jpg

    Тропарь святому Иоанну Лествичнику. Глас 1

    Пустынный житель и телеси ангел, и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Иоанне; постом, бдением, молитвою небесная дарования приим, исцеляеши недужныя, и души верою притекающих ти. Слава Давшему Ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

    Кондак святому Иоанну Лествичнику. Глас 4

    На высоте Господь воздержания истинна тя положи, якоже звезду нелестную, световодящую концы, наставниче, Иоанне, отче наш.


    Прошу молитв преподобному Иоанну Лествичнику о грешном Александре.
  4. Пятидесятница
    (сошествие Святаго Духа)
    [​IMG]о времен Моисея ветхозаветная Церковь ежегодно праздновала день Пятидесятницы[1], наступавший по истечении семи недель (седмиц) после иудейской Пасхи и потому называвшийся праздником седмиц[2]. Торжество это, сопровождавшееся знаменательными обрядами, установлено было в память Синайского законодательства, данного Богом великому вождю древнего Израиля — Моисею[3].

    Этот праздник ветхозаветной Пятидесятницы был прообразованием и новозаветной Пятидесятницы и Сионского законоположения. Еще Пророк Исаия предсказал, что «от Сиона изыдет Закон, и Слово Господне из Иерусалима»[4], и Пророк Иоиль предвозвестил: «излию от Духа Моего на всякую плоть, и будет в горе Сионе и в Иерусалиме спасаемый»[5].

    Пред Своими страданиями и смертию Господь Сам обещал Апостолам, скорбевшим об Его отшествии, послать вместо Себя Иного Утешителя, Духа Истины, Который наставит их [791]на всякую истину[6]. По воскресении Своем Господь, предъизображая окончательное излияние Святаго Духа, дуну на учеников Своих и глагола им: приимите Дух Свят[7]. Пред вознесением на Небо Спаситель снова предвозвестил Апостолам, что они не по мнозех сих днех имеют креститься Духом Святым[8].

    По вознесении Господа ученики Его и Апостолы, возвратясь с горы Елеонской в Иерусалим[9], вошли, — как говорит предание, — в тот самый дом в Сионе, где совершена была Тайная Вечеря Христова. Пребывая там в единодушии и молитвах с некоторыми женами и Материю Божиею[10], они ожидали сошествия на них, по обещанию Господа, Святаго Духа и приготовлялись к принятию благодатных даров Его.

    В десятый день по вознесении Господа, прилучившийся в день иудейской Пятидесятницы, в то время, когда по улицам и стогнам (площадям. — Ред.) города народ стремился во храм с веселием торжествовать свой ветхозаветный праздник, — в третий час дня[11] внезапно произошел в воздухе необычайный шум, какой бывает во время бури[12] от сильного порыва ветра. Шум происходил с неба — с верхних частей воздуха, но вскоре проник и наполнил чистейшим веянием всю храмину, в коей находились верующие[13]. В то же мгновение среди храмины, в воздухе, явились разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили на Богоматери и на каждом из учеников[14].

    [792]«Бурное дыхание было ближайшим предвестием, а явление огнецветных языков — видимым знамением пришествия Святаго Духа. Будучи Дух чистейший, бестелесный, Он избрал чувственное знамение сие, дабы тем ощутительнее явить Свое присутствие». «Ибо, — рассуждает святый Григорий Богослов, — как Сын Божий явился на земле видимо, то и Духу Святому надлежало явиться видимо» (беседа 44). Так и прежде, когда Он сходил на Иисуса Христа во Иордане, то избрал знамением Своего явления вид голубицы[15]».

    За первым чудом последовало другое, бо́льшее. Умея до сего времени говорить только на одном природном языке — еврейском и притом на самом простом наречии его — галилейском, Апостолы и прочие верующие вдруг начали говорить теперь на всех, тогда известных, языках. «И исполнились все Духа Святаго и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать»[16]. Апостолы вещали величия Божии[17], то есть беспримерные совершенства Божии, чудные дела Промысла, кои открылись теперь для них во всей полноте и силе.

    Народ еврейский и множество пришельцев из других стран, собравшихся в Иерусалим на праздник Пятидесятницы[18], пораженные необычным шумом с неба, пришли в смятение и массами устремились к Сионскому дому, где шум этот сосредоточивался и куда видимо направлялся. Как же удивились и ужаснулись все, когда услыхали, что Апостолы начали говорить с ними на всех языках. Подошедшие спрашивали друг друга: «сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором — родились? Мы — Парфяне и Мидяне и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта [793]и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и стран Ливийских, прилежащих к Киринее и пришедшие из Рима Иудеи и прозелиты[19] из Критян и Аравитян — слышим их говорящими на наших языках о великих делах Божиих?»[20].

    Все изумлялись, — во-первых, тому, что слышали Апостолов, славословящих Бога на языках иноземных, между тем как молитвы обыкновенно совершались на священном языке еврейском; во-вторых, — тому, что никогда прежде не слыхали о столь высоких и святых истинах, но всего более изумлялись оттого, что каждый римлянин, грек, африканец, индиянин слышал свой природный язык, тогда как каждому было известно, что говорившие были все галилеяне — люди, совсем незнакомые с иностранными языками. От удивления переходили к ужасу: ибо все видели необыкновенное, слышали чудесное, а никто не мог изъяснить того, что видел и слышал. «И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?»[21] Но скоро нашлись люди, желавшие объяснить другим то, чего сами не понимали. Насмехаясь, эти люди говорили: «они напились сладкого вина!»[22].

    Слыша хулу иудеев, Апостол Петр, став вместе с прочими Апостолами, возвысил голос свой и начал так говорить им:

    Мужи иудейские и все живущие в Иерусалиме! Сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня[23]; но это есть предреченное Пророком Иоилем: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут; и на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма: Солнце превратится во тьму, и луна в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется[24].

    [794]Таким образом, Апостол Петр, отвергнувши сначала ложный взгляд некоторых на явление дара языков («напились сладкого вина»), отвечает затем на вопрос: что же это значит? Ответ свой на этот вопрос он выражает словами выше приведенного ветхозаветного пророчества и таким образом одновременно дает и собственное свидетельство, и подтверждает его словом Божиим.

    В своем пророчестве Иоиль боговдохновенным взором созерцает время, когда не только отдельные люди временно, для особенных целей спасающего людей Промысла Божия, будут удостаиваться наития Духа Божия, как это было в Ветхом Завете, но когда благодать Святаго Духа, как обильный дождь на землю, изольется на всякую плоть, т. е., на всех спасаемых людей, без различия пола, возраста и состояния, так что по отношению к спасению все будут равны: мужи и жены, взрослые и дети, свободные и рабы — все удостоятся благодати Божией.

    Апостол Петр из многих ветхозаветных пророчеств об излиянии Духа Божия на верующих с пришествием Мессии[25] останавливается именно на этом пророчестве потому, что в нём, кроме общей мысли о сообщении людям благодати Духа Святаго, обозначены различные проявления откровений Духа Божия, какие были в Ветхом Завете, и исчисление которых дает указание и на другие проявления, в каких только благоугодно будет сообщить откровение Духу Божию.

    Но Апостол не останавливается на этом в приведении пророчества Иоиля, но указывает и дальнейшие слова его, в которых предуказываются великие карающие суды Божии, долженствующие предшествовать тому великому и славному дню Господню[26], которым закончится настоящий мир. Эти суды Божии откроются в великих и страшных знамениях на небе и на земле: на земле откроется обильное пролитие крови, извержение огня и дыма, на небе — затмения Солнца и Луны и другие страшные явления[27]. Апостол Петр днем великим и славным называет [795][​IMG] [796]здесь последний день мира, когда последует Второе славное Пришествие Иисуса Христа на землю для решительного суда над миром. Что касается цели, с которою Апостол Петр приводит эти слова пророчества Иоиля, то она ясно открывается из последующего, где он словами того же пророчества высказывает обетование благодати Божией для благочестивых, — что они милосердием Бога спасутся во время этого великого и страшного суда Божия[28]. Этим Апостол хочет возбудить слушателей к покаянию и смирению.

    Призвав снова ко вниманию мужей израильских, Апостол Петр начинает затем свою проповедь о Христе. Назвав Его мужем всем известным, засвидетельствованным от Бога Силами, и чудесами, и знамениями, сотворенными среди народа, Апостол припоминает, что Его, по определенному совету и предведению Божию, они убили, пригвоздив беззаконными руками — и свидетельствует об Его воскресении, вознесении на Небо и излиянии Им от Отца Святаго Духа, произведшего ныне виденное и слышанное.

    Особенное же внимание слушателей Апостол останавливает на событии Воскресения. Посему, благовествуя об Его воскресении, Апостол не только дает об этом свое собственное свидетельство, но и доказывает его словом Божиим[29], показывая, что воскресение Иисуса Христа необходимо должно было быть, что хотя он и умер по определению Божию, однако же смерти невозможно было удержать Его в своих узах. Событие Воскресения показывало в воскресшем Иисусе Назорее не простого смертного человека, а Господа и Христа, давно обетованного Мессию.

    Чтобы утвердить веру в необычайное посланничество Иисуса Христа, Апостол Петр сопоставляет с Ним перед Иудеями чтимого ими Пророка Давида и говорит при этом, что Давид и умер, и погребен, и гроб его у нас до сего дня, и он не взошел на Небеса, но, будучи Пророком, знал, что, по обетованию Божию, «от чресл его» воздвигнется Христос по плоти, Которого душа не останется во аде и плоть Которого не будет видеть истления, и Который будет сидеть одесную Бога[30].

    [797]Первая проповедь Евангельского благовестия имела сильное действие на его слушателей. Боговдохновенное слово Апостола Петра, воочию подтверждаемое чудесным событием излияния на учеников Христовых Духа Святаго и основанное на свидетельствах Священного Писания, решительно убедило слушателей в Божественном достоинстве Господа, и они спрашивают Апостолов: «Что нам делать, мужи братия?»[31]

    Тогда Апостол Петр, обращаясь с словом увещания к своим слушателям, призывает их всех к покаянию и крещению во Имя Иисуса Христа для прощения грехов и к принятию дара Святаго Духа. «Покайтесь, — говорит Апостол, — и да крестится каждый из вас во Имя Иисуса Христа во оставление грехов, — и получите дар Святаго Духа»[32], т. е. сподобитесь того же Святаго Духа, чудесные действия Которого только что проявились в Апостолах.

    В конце своей речи, желая еще и сильнее расположить к вере во Христа умиленные сердца Израильтян, Апостол Петр напоминает им об особенных обетованиях Божиих, им данных, о том, что они и дети их представляют богоизбранный народ[33], долженствующий предупреждать других на путях Царствия Божия[34].

    «Итак охотно принявшие слово его, — прибавляет дееписатель, — крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч»[35].

    Так окончилось событие Сошествия Святаго Духа на Апостолов — полным торжеством Святаго Духа над неверовавшими! И исполнились здесь впервые слова Господа, что Его ученики вследствие и в силу Его отшествия к Отцу совершат бо́льшие дела, чем какие совершил Он Сам во дни Своего уничижения[36].

    30.05.2020 ю.к.

    Источник
  5. Симеон Новый Богослов:
    "Славное Воскресение Христово есть собственное наше воскресение, которое мысленно совершается и проявляется в нас, умерщвленных грехом, через Воскресение Христово, как гласит и песнь церковная, которую мы часто поем: «Воскресение Христово <в себе самих> видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному». Христос никогда не падал в грех и никогда не изменялся в славе Своей. Препрославленный и высший всякого начала и власти и силы, как умалился и умер ради нас, так и воскрес и прославился ради нас, чтобы сбывшееся в Его лице воспроизводить потом в нас и тем спасать пас. Как тогда Он сам, исшед вне Иерусалима, пострадал, взойдя на крест, и пригвоздив на нем вместе с собою грехи всего мира, умер, сошел в преисподние страны ада, потом опять поднялся из ада, взошел в пречистое тело Свое и тотчас воскрес из мертвых, а затем вознесся на небеса со славою и силою многою, и воссел одесную Бога и Отца; так теперь, когда мы исходим в сердце из мира сего и с исповеданием страданий Господа входим в гроб покаяния и смирения, тогда сам Христос сходит с небес, входит в нас, как во гроб, соединяется с душами нашими и воскрешает их, явно в смерти пребывающих.

    [​IMG]

    Воскресение души – это соединение ее с жизнью, которая есть Христос. Как тело мертвое, если не воспримет в себя души и не сольется с нею неким образом неслиянно, не бывает и не именуется живым и жить не может, так н душа не может жить сама по себе, если не соединится неизреченным соединением и не сочетается неслиянно с Богом, который воистину есть Жизнь Вечная. И тогда только, как соединится она с Богом и таким образом воскреснет силою Христовой, удостоится она узреть мысленно и таинственно домостроительное Воскресение Христово. Почему и поем: «Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во имя Господне». Кто же не воспринял еще и не увидел воскресения души своей, тот еще мертв н не может поклоняться достодолжно Господу Иисусу вместе с увидевшими Воскресение Христово, как говорит апостол: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12, 3),– и в другом месте говорится: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 24),– то есть силою Духа Святого и единородного Сына, который есть истина. Мертв он, ибо не имеет в душе своей Бога, животворящего всяческая, и не сподобился благодати исполнения и над ним изреченного Господом обетования: Я и Отец Духом Святым придем к тому, кто любит Меня и заповеди Мои соблюдает, «и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23).

    [​IMG]

    Христос приходит и пришествием Своим воскрешает мертвую душу, и дает ей жизнь, и дарует благодать видеть, как Он Сам воскресает в ней и ее воскрешает. Таков закон новой жизни о Христе Иисусе, что Христос Господь благодатью Святого Духа приходит к нам и воскрешает умерщвленные души наши, и дает нам жизнь, и дарует очи видеть Его Самого, бессмертного и нетленного, живущим в нас. Прежде же чем душа соединится с Богом, прежде чем узрит, познает и восчувствует, что воистину соединена с Ним,– она бывает совсем мертва, слепа, бесчувственна; но при всем том, что мертва, все же по естеству своему бессмертна. Претерпевает она это от маловерия и безверия. Если бы верила, что есть суд и мука вечная, не стала бы в суете растрачивать жизнь свою, но бросила бы все и начала творить свое спасение, и начав, дошла бы до оживления и воскресения своего."

  6. Христос Воскресе!

    Нашел два источника информации современных священнослужителей об экуменизме. Изучаю. Оба содержат важные сведения для верующего, который хочет выработать правильное отношение к этому вопросу.

    1. Вера в Церковь. Иеромонах Кирилл (Зинковский).


    2. Православное исповедание веры против всех ересей. Его Блаженство архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский Дамиан, предстоятель автономной Синайской Православной Церкви, игумен монастыря святой великомученицы Екатерины.

    Сначала думал просмотреть полностью, а потом опубликовать, но сейчас, изучив примерно на 70% понял, что нужно делиться этой информацией с другими. Один из мотивов - мысль о том, что новая болезнь является наказанием и за экуменизм в том числе. По моим наблюдениям монастыри, поддерживавшие пропаганду экуменизма пострадали больше всего. А те, которые боролись с этой ересью или не принимали участия в ее распространении - не пострадали.

    14.05 ю.к.

    Дополнение 20.05.2020 ю.к.

    Недавно в житии священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого нашел эпизод, где он рассмартивает эпидемию как наказание Божие:

    "Получив 7 августа 1893 года из комитета народного здоровья известие о том, что в последних числах июля обнаружены случаи заболеваний азиатской холерой в Тифлисе, архиепископ Владимир призвал все население города к общей молитве; и 15 августа, в день праздника Успения Божией Матери, состоялся крестный ход, прошедший по тем частям города, где обнаружились начатки эпидемии. Затем на площади был отслужен молебен и прочитана молитва, после которой владыка обратился к народу с такими словами: «Постигшая нас болезнь не есть дело случая, как могут думать некоторые. Это дело правосудия Божия, кара Всемогущего, бич Божий, простертый для нашего же испытания и отрезвления. В Священном Писании много примеров, уверяющих, что всегда Бог отводил в сторону Свой меч, направленный на человека, если только последний, заметив его, вразумлялся и старался избавиться от меча Божия»

    А вот, что пишет священномученик Петр (Зверев):

    главное и единственное зло всех болезней, несчастий и страданий на земле есть грех, который и надо уничтожать, с которым и нужно бороться во что бы то ни стало, всеми силами, как бы трудно это ни было. А все эти вибрионы, микробы и бациллы – только орудие и средство в руках Промысла Божия, ищущего спасения души человеческой. Знает Бог, что дорога нам земная жизнь, что дорого нам тело, и вот на это-то и направляет Свои удары, чтобы мы опомнились и раскаялись. Посылая мор на людей, Господь тем самым напоминает нам всегда иметь пред глазами своими смерть, а за нею и Страшный Суд, за которым последует вечное наказание нераскаянных грешников… К Нему-то и нужно прежде всего обращаться с молитвою о помиловании и об отвращении праведного гнева Его. Но, молясь, надо стараться быть достойными милости Божией. Необходимо сознать грехи свои, раскаяться в них, решиться вести жизнь свою согласно заповедям евангельским. С покаянием должно соединить пост и воздержание, должно отказаться хоть на время от разных удовольствий, игрищ, зрелищ и праздного времяпровождения.

    Дополнение 29.05.2020 ю.к.

    Закончил чтение. Думаю полезно будет ознакомиться с этими материалами любому православному. В лекции иеромонаха Кирилла описан очень интересный эпизод из жития священномученика Фаддея (Успенского). Ниже привожу текстовую версию из жития:

    Из Москвы Архиепископа Фаддея перевезли вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым) по Владимирскую тюрьму. Митрополит Кирилл так вспоминал об этом:

    «Поместили в большую камеру вместе с ворами. Свободных коек нет, нужно располагаться на полу, и мы поместились в углу. Страшная тюремная обстановка среди воров и убийц подействовала на меня удручающе... Владыка Фаддей, напротив, был спокоен и, сидя в своем углу на полу, все время о чем-то думал, а по ночам молился. Как-то ночью, когда все спали, а я сидел в тоске и отчаянии, владыка взял меня за руку и сказал: «Для нас настало настоящее христианское время. Не печаль, а радость должна наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться для подвига и жертв. Не унывайте. Христос ведь с нами».

    Моя рука была в его руке, и я почувствовал, как будто по моей руке бежит какой-то огненный поток. В какую-то минуту во мне изменилось все, я забыл о своей участи, на душе стало спокойно и радостно. Я дважды поцеловал его руку, благодаря Бога за дар утешения, которым владел этот праведник» (8, с. 302 – 303).

    Передачи владыке в тюрьму собирала Вера Васильевна Трукс. Архиепископ Фаддей целиком отдавал их старосте камеры, и тот делил на всех. Но однажды, когда «поступила обычная передача, – вспоминал митрополит, – владыка отделил от нее небольшую часть и положил под подушку, а остальное передал старосте. Я увидел это и осторожно намекнул владыке, что, дескать, он сделал для себя запас. «Нет, нет, не для себя. Сегодня придет к нам наш собрат, его нужно покормить, а возьмут ли его сегодня на довольствие?» Вечером привели в камеру епископа Афанасия (Сахарова), и владыка Фаддей дал ему поесть из запаса. Я был ошеломлен предсказанием и рассказал о нем новичку» (8, с. 303).
  7. Из жития священномученика Фаддея (Успенского)

    Есть люди, от детства и юности предуставленные Богом к особого рода служению, которых благодать Божия хранит и уготовляет к этому служению. Таким был и Архиепископ Фаддей. От юности его душа стремилась к Богу, упорно сопротивляясь страстям. От тех лет сохранились его дневники, которые он вел ежедневно, и в них, как в зеркале, отразилась борьба души за красоту нетленную, вечную. Нежная душа его, сохранившая детскость и простоту, стремилась лишь к любви к Богу и безупречному исполнению Его заповедей. Юноша зорко следил за моментами ослабления этой любви, скорбя об охлаждении и душевной расслабленности, и вновь и вновь обращался за помощью к Богу. Дневник велся ежедневно, и ежедневно в нем подводился итог как внешним делам, так и внутреннему, духовному состоянию. Через несколько лет, таким образом, стало возможным сравнивать каждый текущий день с тем, как он был проведен год назад или ранее.
    9.05.20 ю.к.
    Добавление 17.05 ю.к.
    Также дневник советовал вести кто-то из оптинских старцев (кажется преподобный Варсонофий). С тем, чтобы просматривая прошлые записи видеть, куда ты движешься. Есть ли прогресс в духовной жизни.

    Еще один момент который нужно учитывать - записанное в дневнике помимо людей могут прочесть бесы (А так они прямого доступа к мыслям человека не имеют). По-этому если пишешь что-то сокровенное даже в бумажный дневник - это может им дать дополнительную помощь в их зловредной деятельности.

    Добавление 19.05 ю.к.
    Как выход из вышеназванной опасности - вместо мыслей, нуждающихся в секретности, можно записывать святоотеческие поучения на сходную тему. Во-первых - позже, при прочтении, вспомнишь о чем думал, читая написанное. Во-вторых - сохраняется, распространяется и передается Предание Церкви, к чему мы все призваны. Польза для других.
    Наверное с этой целью святой праведный Иоанн Кронштадтский публиковал свои дневники. И даже если человек далек от его уровня, все равно это какое-то отражение истории Церкви. Даже если бы Иуда или Каин писали дневники - это тоже могло бы в чем-то помочь. Можно было бы найти ошибку, проследить развитие погибельного состояния и поостеречься. Не зря же Писания сохраняет нам падения праведников (отречение апостола Петра. Грехопадение царя Давида, привдшее к написанию 50-ого псалма). Также мы видим и истории тех, кто умер во грехе - тех же Иуды, Каина, Саула...

    Также грешный человек, имеющий отношение к Церкви описывает и что-то из жизни своего праведного окружения.
  8. Мученик Варвар Луканский, бывший разбойник
    День памяти: 6 мая (ю. к.)

    Бывший разбойник Он жил в северной Греции в странах Луканских и занимался разбоем и грабежом. Но Господь, не хотящий смерти грешника, обратил и его к покаянию. Однажды, уединившись в пещере, он рассматривал награбленные сокровищаи совесть сильно заговорила в нем при воспоминании о том бесчеловечии, с которым он приобрел свое богатство. Он подумал о неминуемой смерти, о Страшном будущем суде, и стал сокрушаться сердцем и скорбеть, и решил положить начало своему покаянию, говоря: «Господь не презрел молитвы висевшего рядом с Ним разбойника, и меня да пощадит по неизреченной милости Своей». Затем Варвар пришел в ближайшую церковь к священнику и исповедал все грехи свои. Пастырь принял его и дал место ему в своем доме, и св. Варвар последовал за ним, передвигаясь на коленях и локтях, как четвероногое животное, ибо считал себя недостойным звания человека. Поселившись вместе со скотом вне дома, он питался с животными и почитал себя хуже всякой твари. По истечении трех лет он ушел в лес и прожил там 12 лет без одежды, нагой, терпя холод и зной, от чего все тело его почернело, питался он одной травою.

    Наконец, святой Варвар получил извещение свыше, что грехи его прощены, и что он скончается мученической смертью. Так вскоре и случилось. Проезжавшие мимо купцы приняли его за зверя и пустили несколько стрел из луков, смертельно ранив его. Св. Варвар просил сообщить о случившемся священнику, принявшему его покаяние. Пресвитер нашел тело его, озаренное небесным светом, и предал его погребению на том месте, где он был убит. Впоследствии христиане, обретя тело мученика нетленным и источающим миро, перенесли его с почестями в свое селение и положили в церкви.

    Мученик Варвар Луканский, бывший разбойник | Православный календарь | Православие в Татарстане | Портал Татарстанской митрополии
  9. Христос Воскресе!

    В календаре Почаевской Лавры за 2019 год нашел старинное фото с преподобным Амфилохием Почаевским:

    Преподобный Амфилохий4-.jpg

    Интересно, что на фото будущий святой скраюшку. И именно его прославил Бог, а всех остальных, кто на фото я даже не знаю... А вот из предисловия к его житию:

    "Жизнь прожить - не поле перейти", - гласит народная мудрость. Одному все пути, дороги с детства широки и открыты, другому - путь узок и с тернием; кто всю жизнь для себя богатеет, а кто для людей. Про таковых, отдавших свою жизнь Богу и людям, слова премудрого Соломона: "Пути праведных подобно свету светятся, они переходят к нам и просвещают путь к спасению" (Пртч. 4,18). Эти слова, как никакие другие, относятся к жизненному пути угодника Божьего, Преподобного схиигумена Амфилохия, ибо многие люди стали на путь спасения благодаря общению с ним. Мудрость, смирение, любовь к людям, истинная любовь к Богу, его подвиг врачевателя человеческих тел и душ всегда сопровождали старца Иосифа (в схиме Амфилохия) по его нелегкому пути во Христе." (Читать подробнее ... )



    P. S. С Почаевом связана история еще одного удивительного подвижника - преподобного Мефодия Почаевского. Информация о нем есть на страничке Свято-Духовского скита.
  10. Поскольку именно в Превлаке находился центр Зетской епископии (с XIV века митрополии), то Рим долго пытался уничтожить здешний монастырь, чему мешала сербская власть в Приморье. Когда же в 1420 году Приморье захватила Венеция, то католиками сразу же был разрушен православный монастырь Ратац. Известна инструкция Венецианского сената еще от 1429 года, в которой католическому бискупу Которскому Марину предписывалось постепенно истребить православное священство и монашество в Приморье.

    По требованию Рима был разрушен и монастырь святого Архангела Михаила на Михольской Превлаке. Православный епископ перед этим, опасаясь за свою жизнь, покинул обитель, а оставшиеся монахи (более семидесяти) были отравлены подкупленным человеком. Затем монастырь был разрушен до основания и земля обители передана католиками в награду отравителю, который занимался до этого хозяйственными вопросами обители. Потомки этого убийцы владели монастырской землей на протяжении веков.

    В XIX веке заботами праведной Екатерины Превлачской, продавшей все свое имущество, чтобы выкупить землю и возродить святыню, это святое место снова оказалось в руках православных. Она завещала после своей смерти передать святое место Черногории, ибо перед этим морские пираты «случайно» напали, разграбили строившийся с неимоверным трудом монастырь и так покалечили праведницу, что она не оправилась до самой смерти. Опасаясь, что в случае ее смерти святыня может уйти от единоверцев, Екатерина и составила свое завещание в пользу православной Черногории.

    Вскоре после этого Екатерина внезапно, загадочным образом, скончалась. Ее похоронили сразу же, ночью — тайно и очень глубоко. Никакого расследования о причине ее смерти не было проведено. Когда же ее честные останки были обретены в самом конце XX столетия вместе с мощами других новомучеников, то в области желудка был найден свинец — свидетельство об отравлении праведницы.

    Место мученической кончины монахов митрополии Господь прославил несказанным благоуханием. Всякий, кто приходил сюда, чувствовал тонкий аромат, исходящий от освященной мощами земли, и поэтому это место получило название «Остров цветов». Людям было невдомек, что это благоухали не земные цветы — а небесные: святые души новомучеников. Новомученики Михольской Превлаки были прославлены Богом спустя пять веков чудом мироточения. В кивот, где хранятся кости, до сих пор помещают вату, впитывающую святое миро. С двух сторон стекла, прикрывающего кивот сверху, сделаны специальные выемки, чтобы каждый мог ощутить благоухание от мощей святых. Записано 27 случаев исцеления от этих святых мироточивых мощей.

    О Превлаке в 2007 году издана книга на сербском языке: Невен 3. Плевлевич. Святые Превлачские мученики: Тайна, проявленная мироточением; выходила в 2003 году и трехъязычная книга-альбом (русский, английский, сербский).

    Новомученики Превлачские

    До 1452 г. там находился престол епископов Зетской епархии (так раньше называлась Черногория). В 1452 г. венецианцы во время престольного праздника отравили всех монахов и людей, собравшихся на праздник. Как гласит монастырское предание, преступление было делом рук католиков, подкупивших человека, доставлявшего пищу в монастырь. Их смерть тогда объяснили якобы эпидемией и монастырь разрушили.

    Позднее монастырь хотела возобновить графиня Екатерина Властелинович, она и построила ныне существующий храм (графиня Екатерина впоследствии была убита при невыясненных обстоятельствах). Мощи 70 Превлакских мучеников находятся сейчас в монастыре, и им можно теперь поклониться в монастырском храме.

    https://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монастырь_Архангела_Михаила_(Михольска_Превлака)
  11. Очень понравилась вот эта проповедь на День Победы (75-летний юбилей). Сам подход к проповеди... Есть информация о святых, которым во время войны довелось жить.

    А вот еще немного из того, что в интернете есть на эту тему:

    Где бы Иван ни работал, он никогда не забывал, что он православный человек и церковный староста, и всегда был озабочен тем, совершается ли в Покровском храме богослужение. После того, как храм лишился постоянного священника, он стал привозить священника из города, и тот совершал требы в домах прихожан.
    22 августа 1937 года был арестован в Дрезне по обвинению в "к/р деятельности, участник к/р церковной группировки" и заключен в Ногинскую тюрьму.
    Находясь в заключении, Иван ни от кого не скрывал, что он человек верующий, и что был на родине церковным старостой. Когда его спрашивали о вере и уповании, он отвечал на это прямо, нисколько не смущаясь, и всегда опирался в своих ответах на слова Священного Писания. Сотрудники оперотдела лагеря стали преследовать его и искать способы открыть против него новое дело. В апреле 1942 г. они допросили заключенных, добиваясь от них лжесвидетельств, и те показали, что Иван Демидов вел антисоветские разговоры и был настроен враждебно к советской власти, пел церковные песнопения в присутствии заключенных и молился.

    1 мая 1942 года Иван Демидов был арестован по обвинению в "к/р агитации среди заключенных" и заключен в лагерный изолятор.

    Из материалов дела: "В отношении антисоветских высказываний - этого не было, я не подтверждаю. Среди заключенных я никакой пораженческой и клеветнической агитации не проводил". 24 сентября Ивану Демидову были даны материалы дела для ознакомления. Он заявил после ознакомления, что подписывать протокол об окончании следствия не будет. Категорично и спокойно сказал, что не желает подписывать, и все, не желает и объяснять, почему. После оглашения обвинительного заключения судья спросил Ивана Ивановича, признает ли он себя виновным. Иван Иванович ответил: "Обвинение мне понятно. Виновным себя не признаю. Никакими к/р разговорами не занимался".

    2 ноября 1942 года на закрытом заседании Постоянной сессии облсуда Еврейской АР Хабаровского края был приговорён к десяти годам лагерей НКВД с поражением в правах после отбытия наказания сроком на пять лет.

    Был этапирован на Бамлаг.

    Скончался 13 июля 1944 года в центральной больнице лагеря на станции Известковой (ныне - посёлок Известковый Облученского района Еврейской автономной области). Был погребён в безвестной могиле на лагерном кладбище.

    Определением Священного Синода от 11 апреля 2006 года был причислен к лику святых новомучеников общецерковного почитания.



    Во время Великой Отечественной войны преподобный Амфилохий Почаевский (тогда еще иеромонах Иосиф) безбоязненно проповедовал о скором избавлении от фашистских захватчиков, призывал хранить верность Патриарху Московскому и всея Руси и обвинял раскольников-автокефалистов в предательстве.

    В конце войны подвижник чудом избежал расправы. Как-то ночью четырнадцать вооружённых человек ворвались в его келию и потребовали еды, после того как их накормили, попросили, чтобы старец их проводил. У ворот командир партизанского отряда объявил о расстреле. Со смирением принял старец известие о скорой гибели, попросил только десять минут на молитву. Успел прочитал «Отче наш», «Богородицу», «Верую», начал читать «Отходную»... Прибежал отец Иринарх, обеспокоенный долгим отсутствием старца, когда увидел дуло нацеленное на праведника, не раздумывая, бросился на автомат, пригибая его к земле, стал просить о помиловании старца... Смерть миновала.



    Священномученик Иван Спасский
    18 мая 1935 года был арестован по доносу за то, что по просьбе прихожан от их имени написал жалобы Калинину об издевательствах местных властей над беззащитными безграмотными людьми.
    Спецколлегией Калининского облсуда приговорен к семи годам лишения свободы.
    С 1935 по 1937 год находился в Свирских лагерях (ст.Лодейное Поле Ленинградской обл.)
    С 1937 года - в Карлаге, Казахстан.
    Умер 10 мая 1941 г. в больнице на Спасском отделении Карлага, где находился на излечении с 5 мая 1941 г. По данным медицинского заключения смерть наступила от декомпенсации сердечной деятельности. В настоящее время место захоронения неизвестно.
    Причислен к лику святых новомучеников и исповедников на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 для общецерковного почитания.

    Мученик Александр Шморель

    Жил в Германии. После прихода Гитлера к власти в 1933 году допускал в кругу семьи критические высказывания в его адрес.

    В 1938 году призван в Вермахт, пытался отказаться от принятии присяги на верность Гитлеру и просил уволить его из армии. Затем поступил на медицинский факультет Гамбургского университета, летом 1940 года направлен в качестве военного санитара во Францию.

    [​IMG]
    Мч. Александр Мюнхенский. Икона

    В сентябре 1940 года продолжил учебу, но в Мюнхенском университете, где вокруг него сложился кружок единомышленников, позднее оформившийся в группу "Белая роза".
    Летом 1942 года Александр вместе с Гансом Шолем написал, размножил на пишущей машинке и распространил по почте ряд листовок, содержавших острую критику гитлеровского режима, призывавших немцев к сопротивлению и саботажу.

    В июле 1942 года он был откомандирован на Восточный фронт, служил на центральном перевязочном пункте 252-й дивизии Вермахта в районе Гжатска. Пребывание в России воспринял как возвращение на Родину: он устанавливал контакт с местным населением, переводил товарищам по "Белой розе" разговоры с крестьянами, организовал хор военнопленных.

    После его возвращения в Мюнхен в октябре 1942 года деятельность "Белой розы" активизировалась. В феврале 1943 года Александр и его товарищи по ночам писали на общественных зданиях Мюнхена антифашистские лозунги. После начавшейся волны арестов пытался скрыться, но после публикации в газете объявления о его розыске был узнан и арестован.

    В политическом признании, написанном в гестапо, заявил о верности русской Родине и своим идеалам. На втором судебным процессе по делу "Белой розы" 19 апреля 1943 года был приговорен к смертной казни.

    Священномученик Василий Крылов
    16 августа 1937 года арестован. ... был обвинен в «контрреволюционной деятельности» и «антисоветской агитации».

    Отец Василий был отправлен в одну из московских тюрем, где уже другой следователь 8 октября 1937 года снова допросил его, интересуясь более фактами его биографии как священника и давно ли он служит в церкви. Выяснив это, следователь спросил:

    – Какую вы вели агитацию против существующего строя?
    – Никакой, – ответил отец Василий.
    – В предъявленном вам обвинении признаете себя виновным?
    – Виновным себя не признаю.

    13 октября 1937 года тройка НКВД приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

    Скончался 31 мая 1942 года в одном из лагпунктов Севжелдорлага, располагавшегося тогда в Коми области.
  12. К празднику жен-мироносиц сфотал:

    mir_20200502_140227.jpg

    mir_20200502_140753.jpg