Просматривает записи дневников в категории: Смирение

  • Александр Шпорт
    ( растолковывается более широко история и з жития святоно Антония Великого)


    расскажу, как люди, жившие в миру, достигали такой высоты духовного смирения.

    Однажды преп. Антонию Великому был голос, который говорил ему: «Антоний, ты не достиг той меры духовного совершенства, как некий кожевник, проживающий в Александрии». Тогда преп. Антоний, который старался впитать в свое сердце все добродетели, совершаемые не только пустынножителями, но и вообще всяким христианином, оставил пустыню и по указанию Божественному нашел дом, где проживал кожевник. Итак, входит он в этот дом, кланяется кожевнику и говорит: «Скажи мне, Божий раб, какие ты подвиги совершаешь здесь, живя в миру, ибо я ради тебя пришел, оставив пустыню. Расскажи мне, как ты совершаешь дело своего спасения?» Удивился смиренный раб и ответил: «Авва, ну какие я могу совершать подвиги в миру?! Скажу правду, что я почти ничего доброго не совершаю! Каждый раз, когда встаю от ночного одра и иду на работу, я размышляю так: Господи, все в этом городе спасутся, потому что они делают правые дела, а я один, как нечестивый, погибну. Помилуй мя, Боже! И так я молю Господа в течение дня, и когда отхожу ко сну, также размышляю, что все удостоятся Царствия Божия и только один я буду лишен этой славы».

    Удивился великий Антоний и, поклонившись кожевнику, сказал: «Поистине ты, как добрый ювелир, сидящий в комнате и обретающий Царство Божие. Я много лет подвизаюсь в пустыне, прилагаю труды к трудам, посты к постам, воздержание к воздержанию, но я еще не достиг такого состояния духа, какого достиг ты, раб Божий».

    Вот, возлюбленные братья и сестры, пример того, как и в миру можно угождать Богу смиренномудрием.

    Голос вечности. Проповеди и поучения митрополита Иоанна (Снычева) | Читать, скачать | Православные проповеди
  • Александр Шпорт
    Слава Богу, смиренному сердцем!

    Вникая в Предание Церкви, пришел к выводу, что одним из самых смиренных подвижников считается преподобный Макарий Великий. Но при этом в молитвословах о даровании смирения советуют молить я не ему, а праведному Алексию, человеку Божию и преподобному Сергию Радонежскому.

    Что интересно трое этих святых хотели быть монахами, но откладывали свое желание из почтения к родителям, которые были против. И святой Макарий даже женился за послушание родителям, надеясь на промысл Божий.

    О его смирении можно судить по некоторым моментам жития:

    ...Однажды его оклеветали в соблазнении девицы из ближнего селения. Святого вытащили из келлии, били, издевались над ним. Преподобный Макарий нес искушение с великим смирением. Деньги, вырученные за свои корзины, он безропотно отсылал на прокормление девицы. Невинность блаженного Макария открылась, когда девица, промучившись много дней, никак не могла родить. Тогда она в муках исповедала, что оклеветала отшельника, и указала действительного виновника греха.
    Когда родители ее узнали правду, то были поражены и намеревались идти к блаженному с покаянием, но преподобный Макарий, избегая беспокойства от людей, ночью удалился от тех мест...

    ... как-то он нес из пустыни пальмовые ветви для плетения корзин, на пути встретил его диавол и хотел ударить святого серпом, но не мог исполнить этого и сказал: "Макарий, я терплю от тебя великую скорбь, потому что не могу победить тебя, у тебя есть оружие, которым ты отражаешь меня, это - твое смирение"...

    ...Преподобный Макарий достиг такого дерзновения в хождении пред Богом, что по его молитве Господь воскрешал умерших. Несмотря на такую высоту достигнутого Богоподобия, он продолжал сохранять необыкновенное смирение
    ...

    К тому же, если сравнить жития преподобных Макария и Сергия, то видно что у первого намного больше чудесных свидетельств о том, что он был избран Богом и угодил Ему.

    Тем не менее преподобный Сергий почитается больше, и храмов в его честь больше. Служба преподобному Макарию шестеричная, а преподобному Сергию Радонежскому - бденная. Как к этому относиться - не знаю. Есть только мысль, что мир лежит во зле, а значит и в гордости. Поэтому людям трудно понимать и ценить смирение.

    У нас, кстати, в храме преподобногого Сергия Радонежского есть его икона с частичкой мощей. Так, что на престольном празднике сугубая благодать была. Вот смотрю на клириков храма и духом уношусь в Троице-Сергиеву Лавру, к мощам Преподобного....

    IMG-117e605d3785f469fecad67f0d57d456-V.jpg



    У кого есть возможность, попросите пожалуйста монахов на Афоне помолиться о мне, грешном Александре.
  • Александр Шпорт
    Преподобный Серафим Саровский всегда основывал на Слове Божьем, на святоотеческих творениях и на поучительных примерах из жизни святых благо-угодивших Богу. При этом старец особенно чтил тех святых, которые явились наиболее доблестными ревнителями и поборниками православной веры, как-то: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, Климента, папу Римского, Афанасия Александрийского, Кирилла Иерусалимского, Амвросия Медиоланского и т. д., и при этом постоянно убеждал стоять за истину догматов Восточной Церкви приводя также в пример Марка Эфесского"



    Из творений святителя Марка:

    "Так как дым соломы не есть благовонная жертва – так и приобретение гордой славы не есть добродетель перед Богом.

    Чем ты гордишься о человек! Не есть ли ты прах и гной! Отчего ты так высоко несешь чело свое? Не в скором ли времени ты истлеешь!

    Когда ты превозносишь себя выше облак – то вспомни вместе с тем, что ты не иное что, как прах и пепел и что ты скоро, как брение и зола, развеешься.

    Ты велик и знатен, и честен, о человек, пока Бог тебе вспомоществует. Ты есть творение Божие, – не отклоняйся от Сотворшего тебя.

    *

    Долу на земле преклоняй рамена и колена пред Богом – и горè возноси душу свою с непрестанными молитвами к Богу.

    Поминай грехи свои, готовься на грядущий суд, презирай эту ничтожную жизнь и заботься беспрестанно о будущей.

    Помни, сколь часто ты прогневлял Бога делами, словами и мыслями. Борясь день и ночь со львами и драконами, потщись одолевать их.

    Ты должен умереть и дать отчет во всех твоих действиях. Блюди в сердце твоем эту память смерти и суда, чрез что можешь приобрести жизнь вечную.

    Будь достоянием Божьим и следуй предначертанным заповедям Его.

    Оскорбил ли тебя кто или повредил тебе, уповай на Бога и не унывай; терпение щедро вознаграждается."

    Скопировано отсюда:
    Назидательные мысли - святитель Марк Эфесский - читать, скачать
    22.08.20 ю.к.


    ***
    Нашел одно выражение, которое некоторые приписывают святителю Марку:
    "Смиренный никогда не падает, да и куда ему падать, если он ниже всех? Смиренный сердцем — из силачей силач."

    [​IMG]

    При этом есть сайты на которых эта цитата приписывается преподобному Марку Подвижнику.

    Нашел также похожую цитату приписываемую другому Марку:


    "Кроткий по Богу из мудрецов мудрец, и смиренный сердцем из силачей силач, поскольку они несут иго Христово разумно"(Преподобный Марк Подвижник)
  • Александр Шпорт
    Вот что свидетельствует святитель Димитрий Ростовский в житии преподобного Максима Исповедника (цитаты выделены курсивом):

    "Преподобный Максим был схвачен последователями ереси и в оковах был отправлен в Константинополь. Это было сделано по царскому повелению. Когда преподобный прибыл водным путем в Византию, к нему явились посланные царем мужи, уже в самом взоре обнаруживавшие сильную неприязнь. Они бесстыдно схватили преподобного, босого и без одежды, скованного узами, и влачили его по улицам, в сопровождении огорченного ученика его. Приведши его в одно темное помещение, они заперли его одного....


    Спустя несколько дней, преподобный был приведен для допроса в царский дворец, в полное собрание сената, однако, без царя во главе. Когда он вошел туда, взоры всех, исполненные злобы и неприязни, устремились на него."

    Во время допроса против него было сказано много клеветы, на что святой отвечал:

    "– Благодарю Бога моего за то, что я предан в ваши руки и терплю истязания за несправедливые вины, чтобы очистить ими свои вольные согрешения и пороки моей жизни."

    Зашел разговор о вопросах веры.

    "Святой возражал им, а они досаждали ему многими резкими упреками. Однако, видя себя побеждаемыми преподобным Максимом во всех своих спорах и запутывающимися в собственных сетях, они распустили собрание и поспешно отправились к царю, чтобы засвидетельствовать непобедимое мужество Хрисопольского аввы.

    – Максим, – говорили они, – непобедим в речах, и никто не может убедить его, чтобы он стал нашим единомышленником, – даже если бы кто-либо стал его мучить!
    "

    За мужественное исповедание веры преподобный был посажен в темницу.

    "Спустя немного времени, пришли к нему другие собеседники, полагая, что если часто с ним состязаться и устрашать его грозными словами, то гораздо скорее можно будет склонить его к своей вере. Пришедшие заявили, что они посланы патриархом, и затем стали спрашивать святого:

    – Какой ты церкви: Византийской, или Римской, Антиохийской, Александрийской, или Иерусалимской? Ибо все эти церкви с подчиненными им областями находятся в единении. Посему, если и ты принадлежишь к кафолической церкви, то немедленно вступи в общение с нами, – если только не желаешь подвергнуться тяжкому изгнанию и испытать то, чего не ожидаешь».

    На это праведный муж весьма разумно ответил им:

    – Христос Господь назвал кафолическою церковью ту, которая содержит истинное и спасительное исповедание веры. За это исповедание он и Петра назвал блаженным, и на нем обещал основать вселенскую церковь. Однако, я хочу узнать содержание вашего исповедания, на основании которого все церкви, как вы говорите, вступили в общение. Если оно не противно истине, то и я не отступлю от него.
    "

    После того, как посланные изложили ему суть монофелитской ереси, которую исповедовали, святой в ответил: "Вы сами создаете себе шаткую веру". И далее, показав им их заблуждения, сказал: "Но этого я признать не могу, и не научился от святых отцов так веровать. Вы же, как имеющие власть, делайте со мною, что вам угодно."

    "Они, не зная, что возразить на это, сказали, что неповинующийся им должен подлежать анафеме и принять положенную ему смерть. Святой кротко и смиренно отвечал:

    – Да совершится на мне воля Божья во славу святого имени Его.
    "


    ***

    Преподобный Максим Исповедник о смирении:

    "Смирение и страдание освобождают человека от всякого греха, потому что первое отсекает душевные страсти, а второе — телесные."
    Так поступал пророк Давид, как видно из следующей молитвы его к Богу; Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя (Пс. 24,18). Научитеся от Мене, – глаголет Господь, – яко кроток есмъ и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Кротость предохраняет раздражительность от возмущения, а смирение освобождает ум от надмения и тщеславия.

    ***

    "Святые были благи и человеколюбивы, благоутробны и милосерды, оказавшись одинаковое имеющими ко всему роду расположение любви, силою коей через всю жизнь верно сохраняя наилучшее из всех благ, разумею, смирение, сию хранительницу благ и разрушительницу противоположного им зла..."

    ***

    «Не примеряй себя к слабейшим из людей, а лучше расширяй себя в меру заповеди о любви. Примеряясь к людям, впадешь в пропасть высокомерия, а, расширяя себя в меру любви, достигнешь высоты смиренномудрия»

    ***

    «Удостоившись от Бога частичного ведения, не пренебрегай любовью и воздержанием. Ибо они, очищая страстную часть души, всегда приготовляют тебе путь к совершенному ведению. Путь ведения есть бесстрастие и смирение, без которых никто не увидит Господа (Евр. 12, 14)»

    ***

    «Научитеся от Мене, - глаголет Господь,- яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29).
    Кротость предохраняет раздражительность от возмущения, а смирение освобождает ум от надмения и тщеславия» (1, 80)

    ***

    Толкование на "Народ же, который подклонит выю свою под ярмо царя Вавилонского и станет служить ему, Я оставлю на земле своей, говорит Господь, и он будет возделывать ее и жить на ней." (Иер. 27: 11)

    Всякий терпящий скорби вследствие осознания совершенного им [зла] должен добровольно и с надлежащим благодарением воспринимать тяготы и нападки невольных искушений, не покидая при этом благодати и навыка в добродетели и ведении, наподобие древних [жителей] Иудеи и Иерусалима. Как добровольно подчинившийся ярму царя Вавилонского и принимающий натиски мучений как должную расплату, он, пребывая в них, платит царю Вавилонскому мзду вынужденными скорбями от страстного начала [своего] естества и, как должник их вследствие предвосхищения грехов, [отдает ему свое] мысленное соизволение на них. Но [в то же время] он приносит Богу через истинное служение – я имею в виду смиренный нрав – исправление грехов.

    ***

    Являясь наследником закона и пророков, таинство любви делает нас из людей богами; сосредотачивая в себе вселенский смысл отдельных заповедей, она, по благоволению [Божиему], единообразно объемлет им эти заповеди и, по Домостроительству [Божиему], распределяет их многоразличным образом. Каков же образ этих благ, который стяжала любовь? Не есть ли она вера — первая основа всякого благочестия, удостоверяющего обладающего ею и в бытии Бога, и в бытии божественных [вещей]; дарующая тем, кто зрит эти вещи, более полное и великое представление о них, чем глаз, прикованный к зримым формам чувственных вещей? Не есть ли она надежда, в самой себе зиждущая в качестве основы подлинно сущее Благо и держащая его сильнее и полнее, чем рука, завладевшая каким-либо плотным материальным предметом, доступным осязанию? Не она ли дарует верующим и преисполненным надеждой духовное наслаждение, по внутреннему расположению своему обладая будущими [благами], как настоящими? Не есть ли она .смирение, первое основание добродетелей, благодаря которому мы можем обрести познание о самих себе и отбросить прочь суетное возбуждение гордыни? Не есть ли она кротость, которой мы побиваем и хулы, и похвалы, отстраняясь от противоположных зол — докучаний, славы и бесчестия. Не есть ли она душевное благородство, вследствие которого мы, и страдая, остаемся неизменными в своем отношении к поступающим дурно, не испытывая к ним никакой вражды? Не есть ли она милосердие, благодаря которому мы добровольно усваиваем себе чужие несчастья и которое не позволяет нам забывать о сродниках и соотечественниках. Не есть ли она воздержание и стойкость, долготерпение и доброта, мир и радость, которыми мы легко унимаем жгучее кипение и возжигание ярости и похоти? Или, сказать кратко, любовь есть свершение всяческих благ, будучи верной, неукоснительной и всегда пребывающей, она ведет и приводит живущих в ней к Богу, Наивысшему Благу и Причине всякого блага.

    13.08.2020 ю. к.
  • Александр Шпорт
    "Чтобы освободиться от греха самоцена и самомнения, следует сопоставлять свою жизнь не с себе подобными, но с достигшими совершенства. " архимандрит Иоанн (Крестьянкин). О том же писал святитель Серафим Богучарский.

    Так же к смирению приводит исполнение заповедей Божиих.

    Истинно смиренномудрствующий никогда не перестает укорять самого себя, хотя бы и весь мир на него нападал и его бесчестил; чтобы не только невольно спастись, как имеющие терпение, но и добровольно спешить к страданиям Христовым, ибо таковой научился из них величайшей из всех добродетелей, в которой обитает Дух Святый. Она есть дверь царства, т. е. бесстрастия. Вошедший ею идет к Богу, и без нее напрасен труд и многоскорбен путь. Она дарует всякое спокойствие тому, кто имеет ее в сердце, ибо в ней обитает Христос. Ради нее пребывает благодать, и ею сохраняются дарования. Она рождается от весьма многих добродетелей, т. е. от послушания, терпения, нестяжания, нищеты, страха Божия, ведения и других, главнейшая же из них — рассуждение, просвещающее действия ума. Однако да не подумает кто-либо, что просто и как случится можно сделаться смиренномудрым. Это дело превыше естества, и сколь велико это дарование, почти столь же многого требует труда, и благоразумия, и терпения, против восстающих на него искушений и демонов, ибо оно минует все их сети (священномученик Петр Дамаскин). (Источник и еще о смирении...)

    Буду рад, если кто-то еще подскажет из святых отцов на эту тему.