Просматривает записи дневников в категории: О ведении дневника

  • Александр Шпорт
    Из жития священномученика Фаддея (Успенского)

    Есть люди, от детства и юности предуставленные Богом к особого рода служению, которых благодать Божия хранит и уготовляет к этому служению. Таким был и Архиепископ Фаддей. От юности его душа стремилась к Богу, упорно сопротивляясь страстям. От тех лет сохранились его дневники, которые он вел ежедневно, и в них, как в зеркале, отразилась борьба души за красоту нетленную, вечную. Нежная душа его, сохранившая детскость и простоту, стремилась лишь к любви к Богу и безупречному исполнению Его заповедей. Юноша зорко следил за моментами ослабления этой любви, скорбя об охлаждении и душевной расслабленности, и вновь и вновь обращался за помощью к Богу. Дневник велся ежедневно, и ежедневно в нем подводился итог как внешним делам, так и внутреннему, духовному состоянию. Через несколько лет, таким образом, стало возможным сравнивать каждый текущий день с тем, как он был проведен год назад или ранее.
    9.05.20 ю.к.
    Добавление 17.05 ю.к.
    Также дневник советовал вести кто-то из оптинских старцев (кажется преподобный Варсонофий). С тем, чтобы просматривая прошлые записи видеть, куда ты движешься. Есть ли прогресс в духовной жизни.

    Еще один момент который нужно учитывать - записанное в дневнике помимо людей могут прочесть бесы (А так они прямого доступа к мыслям человека не имеют). По-этому если пишешь что-то сокровенное даже в бумажный дневник - это может им дать дополнительную помощь в их зловредной деятельности.

    Добавление 19.05 ю.к.
    Как выход из вышеназванной опасности - вместо мыслей, нуждающихся в секретности, можно записывать святоотеческие поучения на сходную тему. Во-первых - позже, при прочтении, вспомнишь о чем думал, читая написанное. Во-вторых - сохраняется, распространяется и передается Предание Церкви, к чему мы все призваны. Польза для других.
    Наверное с этой целью святой праведный Иоанн Кронштадтский публиковал свои дневники. И даже если человек далек от его уровня, все равно это какое-то отражение истории Церкви. Даже если бы Иуда или Каин писали дневники - это тоже могло бы в чем-то помочь. Можно было бы найти ошибку, проследить развитие погибельного состояния и поостеречься. Не зря же Писания сохраняет нам падения праведников (отречение апостола Петра. Грехопадение царя Давида, привдшее к написанию 50-ого псалма). Также мы видим и истории тех, кто умер во грехе - тех же Иуды, Каина, Саула...

    Также грешный человек, имеющий отношение к Церкви описывает и что-то из жизни своего праведного окружения.