Зороастризм. Православное мнение.

Тема в разделе "Иные религии и учения", создана пользователем Юрий, 8 фев 2010.

  1.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.835
    Симпатии:
    15.128
    Лучшие ответы:
    55
    Вероисповедание:
    Православный
    Каша!

    Как же у Вас хватает дерзости делать критические замечания в восточных темах?:bt:
     
  2.  
    Юрий
    Оффлайн

    Юрий Философ форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.738
    Симпатии:
    2.246
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Удалил - не вижу смысла.
     
    Последнее редактирование: 19 дек 2013
    Сергей нравится это.
  3.  
    Юрий
    Оффлайн

    Юрий Философ форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.738
    Симпатии:
    2.246
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Удалил - не вижу смысла.
     
    Последнее редактирование: 19 дек 2013
    Сергей нравится это.
  4.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.835
    Симпатии:
    15.128
    Лучшие ответы:
    55
    Вероисповедание:
    Православный
    Нет ответа...понятно. Иерея Леонида за идиота держать проще, чем в источниках ковырятся..
    Юрий! А если я себя идиотом называю, могут модераторы забанить? Какое-то правило Форума я нарушаю? Или никакого правила форума не нарушаю?
     
  5.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.835
    Симпатии:
    15.128
    Лучшие ответы:
    55
    Вероисповедание:
    Православный
    Согласен!

    После восточных тем, откроем новую тему: "Осевое время и с кем его едят!:bm:
     
  6.  
    Юрий
    Оффлайн

    Юрий Философ форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.738
    Симпатии:
    2.246
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Почти пропустили, но не совсем, наш светлый зороастрийский праздник - Ноуруз, نوروز‎!
    И поскольку этот праздник приходится на Великий Пост зороастрийцы его отмечают вкущением семи праздничных и в нашем понимании постных блюд, наверное, из солидарности с православными. Иные добавляют на стол и крашенное яичко, наверное в предкушении приближающейся Пасхи!
     
  7.  
    иерей Леонид Глебец
    Оффлайн

    иерей Леонид Глебец Ударник форума Cвященнослужитель

    Сообщения:
    10.835
    Симпатии:
    15.128
    Лучшие ответы:
    55
    Вероисповедание:
    Православный
  8.  
    Юрий
    Оффлайн

    Юрий Философ форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.738
    Симпатии:
    2.246
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    После длительного перерыва попытаемся придать жизни этой теме...
    Сожалею, что на многочисленные мои обращения к уважаемой модерации по офф-топам, она модерация оставила их без внимания. Но будем пытаться что-то строить в руинах.
    Автор темы, как полнейший любитель, будет излагать как может. А крупных специалистов просит не мусорить ее, а писать, что посчитают нужным в альтернативно созданных темах. Любительские обсуждения по ходу приветствуются, но только по теме!
    ++++++

    Итак, в продолжение посту №82 продолжим...

    Сначала, как полагал Зороастр, Ахура-Мазда сотворил при помощи Святого Духа (Спэнта-Маинйу : "Святой" - очень близкий перевод слова "Спэнта", также одни из значений - обладающий силой, обильный, щедрый. Очевидно эти последние значения и позволили дать более полное и близкое значение "Святой" как понятное для европейцев, поскольку только Святой Дух может обильно, щедро изливать свои дары и только он обладает силой для этого. Это предположения автора темы! ) шесть более низких божеств, тех самых «излучающих свет существ», которых Зороастр узрел в своем первом видении. С Ахура-Маздой они составили семь божеств и вместе с ним создали те семь творений, которые образовали мир. Сотворение шести божеств по-разному описывается в зоро-астрийских сочинениях, но во всех случаях подразумевается обязательное их единство. То говорится, что Ахура-Мазда – их отец, то сказано, что он «смешан» с ними, а в одном тексте на пехлеви их создание Ахура-Маздой сравнивается с зажиганием одного светильника от другого.
    Эти шесть великих божеств, в свою очередь, как учил Зороастр, вызвали к жизни другие благие божества, которые были добрыми богами, почитавшимися еще в древнеиранском пантеоне. Все эти божества, согласно учению Зороастра, прямо или косвенно являются эманациями самого Ахура-Мазды и, будучи под его началом, в соответствии со своим назначением стремятся способствовать творению добра и уничтожению зла. В зороастризме они именуются язата («язата»– букв. «достойный поклонения») или Амэша-Спэнта – букв. «Бессмертный Святой» - обратите внимание на последнее значение: т.е. только Святой достоин поклонения.
    Последнее обозначение было придумано самим Зороастром для того чтобы отличить открывшихся ему благих божеств от большинства языческих богов, к которым в Ведах обращаются как ко «всем бессмертным». Ведь Зороастр смело и решительно отвергал поклонение воинственным и безнравственным демонам-даэва, то есть Индре и его соратникам, которых пророк считал «злонамеренным родом». «Даэва выбирают неправильно, потому что обманщик приближается к ним, пока они совещаются, так, что они избирают худший замысел». Тогда все вместе они «прибегают к Ярости, которой они поражают жизнь человека». Для Зороастра даэва были злыми и по своей природе, и по содеянному выбору между добром и злом, то есть подобными самому Ангра-Маинйу – лживыми богами, которым нельзя поклоняться, потому что они вызывают распри между людьми, соблазняя их на кровопролитные жертвоприношения и губительные войны. Обратите внимание на иранское слово даэва - дэвы - русское дьявол - обманщик как характеристика его сути!
    Понятие о шести Бессмертных Святых существенно для учения Зороастра, оно имеет далеко идущие духовные и этические последствия, поскольку эти создания воплощают качества или атрибуты самого Ахура-Мазды и могут, со своей стороны (если правильно их просить и почитать), наделять ими людей. Для каждого человека, в том числе и для самого пророка, Бессмертным Святым, указывающим путь к другим, является Воху-Мана («Благой помысел»). Ближайший его союзник – это Аша-Вахишта («Лучшая праведность»), божество, олицетворяющее могучий закон истины-аша (Зороастр упоминает его в Гатах чаще всего из шести Бессмертных Святых). Затем идут Спэнта-Армаити («Святое благочестие»), воплощающее посвящение тому, что хорошо и праведно, и Хшатра-Ваирйа («Желанная власть»), представляющий собой и силу, которую каждый человек должен проявлять, стремясь к праведной жизни, а также божественную власть и царство. Заключительная пара – это Хаурватат («Целостность») и Амэрэтат («Бессмертие»). Они не только укрепляют смертное бытие, но и даруют вечное процветание и вечную жизнь, получаемую праведными в присутствии Ахура-Мазды. Некоторые зороастрийские термины и понятия я привожу только для того, чтобы показать в каком направлении двигалась мысль основоположника религии, а дальше уже работы мысли отдельно каждого человека, можем ли мы что-то полезное для себя вынести или нет.
    Эти божественные качества были выделены, а затем им молились и почитали как отдельных богов, что характерно еще и для более ранней иранской религии, на основе которой и начал строить свое видение Зороастр.
    В языческой иранской религии существовала тенденция связывать абстрактные божества с явлениями природы так тесно, что соответствующее явление рассматривалось как олицетворение самого божества. Поэтому неудивительно объединение семи Амэша-Спэнта с семью конкретными творениями (что было опущено в нашем изложении) . Происхождение такой связи во всех случаях можно понять, исходя из размышлений пророка над ритуалом богослужения – ежедневным молитвенным действом, призванным укреплять и благословлять все семь творений. Обдумывая этот ритуал, Зороастр, по-видимому, убедился в том, что в каждом предмете, который он видел или трогал во время обряда, присутствовало нечто нематериальное, какое-то скрытое божество. Благодаря совершению этих обрядов, исполнявшихся главным образом ради поддержания вещественного мира, можно было бы в то же время добиваться нравственных и духовных благ ( что для человека важнее чем материальных благ!). Для этого надо было попытаться посвятить их почитанию великих невидимых Амэша-Спэнта. Так обряды, имевшие вековую древность, приобрели новое измерение.
    Связь между каждым божеством и соответствующим творением кажется обоснованной, потому что зороастризм, несмотря на то, принят ли он по наитию или получен в божественном откровении, можно считать рациональной религией. Так Хшатра-Ваирйа («Желанная власть») стал владыкой небес из камня, которые защищают своим сводом землю. Расположенная внизу, земля принадлежит Спэнта-Армаити («Святому благочестию»). Вода – это творение Хаурватат («Целостности»), а растения относятся к Амэрэтат («Бессмертию»). Воху-Мана («Благой помысел») является повелителем кроткой, милосердной коровы, которая для иранцев-кочевников была символом созидательного добра. Огонь, который пронизывает все остальные творения, а благодаря солнцу управляет сменой времен года, находится под покровительством Аша-Вахишта («Лучшей праведности»), то есть «Порядка», распространяющегося по миру и упорядочивающего его. Человек с его разумом и правом выбора больше всего принадлежит Ахура-Мазде.
    Человек должен не только опекать шесть меньших творений, но и следить за собственным физическим и нравственным здоровьем, а также заботиться о своих собратьях, потому что каждый из них в отдельности является созданием бога(!). Зороастр дал последователям особый моральный закон – жить в соответствии с благой мыслью, благим словом и благим делом. Этот замечательный закон – распространение на всех люден тройного требования к иранским священнослужителям, которым в целях эффективности молитв следовало совершать их лишь с благими намерениями, правильными словами и тщательно исполняя все обряды богослужения.
    Учение о семи Амэша-Спэнта и семи творениях обязывало, таким образом, к всеобщей нравственности и внушало верующему глубокое чувство ответственности за окружающий мир. Человек – глава творений, но его объединяет с остальными шестью общее назначение, потому что все благие творения стремятся к одной цели; человек – сознательно, а прочие – по природному влечению, ведь все они созданы для одного – окончательной победы над злом.
     
    иерей Леонид Глебец нравится это.
  9.  
    Тамара
    Оффлайн

    Тамара Агница и пастырь Команда форума Модератор Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.079
    Симпатии:
    7.038
    Лучшие ответы:
    21
    Вероисповедание:
    Православный
    Всё вроде и ничего, но чего-то у них всё-таки не хватает, по-моему, или рационализм зашкаливает?
     
    Наталья_* и Сергей нравится это.
  10.  
    Юрий
    Оффлайн

    Юрий Философ форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.738
    Симпатии:
    2.246
    Лучшие ответы:
    3
    Вероисповедание:
    Православный
    Да там много чего не хватает, но и очень много интересного...
    Это еще не конец истории...
    добавлено: 18 май 2014
    Другой аспект отношений между осязаемым и неосязаемым, содержащийся в учении Зороастра , заключается в том что Ахура-Мазда совершил акт творения в два этапа. Сначала он создал все свободным от телесных оболочек, то есть в «духовном, нематериальном» виде. Затем он придал всему «материальный» вид. Материальное бытие было лучше, чем предшествующее нематериальное, потому что совершенные творения Ахура-Мазды получили в нем благо в форме чего-то цельного и ощутимого. Два эти этапа вместе составляют акт творения «Сотворение основы». Тогда, когда творение стало материальным, началось сражение со злом, потому что, в отличие от нематериального бытия, материальное творение оказалось уязвимым для сил зла. На него сразу же набросился Злой Дух (Ангра-Маинйу). Согласно мифу Ангра-Маинйу яростно ворвался в мир через нижнюю сферу каменного неба и погубил его совершенство. Он вынырнул из воды, сделав большую её часть соленой, и ринулся к земле, и там, куда он проник, образовались пустыни. Затем Злой Дух иссушил растение, убил единотворного быка и первого человека. В конце концов, он напал на седьмое творение, на огонь, и испортил его дымом и, таким образом, нанес материальный вред всем благим творениям.

    Тогда божественные существа объединялись. Благотворное жертвоприношение, относившееся первоначально к языческим богам, было приписано злодейству Ангра-Маинйу, потому что это он принес порчу и смерть в совершенный и неизменный мир, созданный Ахура-Маздой. Но Бессмертные Святые, обладая святой силой, сумели обратить его злодеяния на пользу мира – и к этому же должны постоянно прилагать усилия все благие творения.
    «Творение» – первое из трех периодов, или эр, на которые делится история мира. Нападение Ангра-Маинйу ознаменовало начало второй эры – «Смешения», на протяжении которой этот мир больше не является полностью хорошим, но представляет смесь добра и зла. Когда цикл жизни был пущен в ход, Ангра-Маинйу продолжил свои нападения на мир вместе с демонами-даэва и другими силами зла и тьмы, которые он сотворил, чтобы противиться благим божествам. Они не только причиняли материальный ущерб всему миру, но и вызывали все нравственные пороки и духовное зло, от которых страдают люди. Для того чтобы противостоять их нападкам, человек должен почитать Ахура-Мазду и шесть Амэша-Спэнта (сотваренных Ахура-Маздой) и настолько полно принять их всем своим сердцем, чтобы не осталось в нем больше места для пороков и слабостей. Он должен также поклоняться всем благим божествам-язата, которые помогут человеку в его нравственной борьбе, в то время как другие, такие, как Солнце и Луна, окажут содействие для сохранения материального мира прочным и согласным с истиной.
    По новому откровению, полученному Зороастром, человечество имеет с благими божествами общее предназначение – постепенно победить зло и восстановить мир в его первоначальном, совершенном виде. Замечательный миг, когда это совершится, называется «Чудоделание, чудотворство». На этом вторая эра закончится, так как начнется третья – «Разделение». Тогда добро будет снова отделено от зла, а поскольку последнее будет окончательно уничтожено, то «Разделение» продлится вечно, и все это время Ахура-Мазда, благие божества-язата, мужчины и женщины будут жить вместе в полном спокойствии и мире.
    Обосновав, таким образом, не только начало, но и конец человеческой истории, Зороастр полностью порвал с предшествующими представлениями, согласно которым жизнь, однажды начавшись, продолжалась бы до тех пор, пока люди и боги выполняют свои обязанности. Старая идея сотрудничества божеств и молящихся необходимая для поддержания в мире порядка, в учении Зороастра сохраняется. Но он придал этому сотрудничеству новое значение, видя в нем не только средство сохранения мира таким, каков он есть, но открыв, что оно имеет своей конечной целью восстановление идеала. Это открытие придавало человеку новое достоинство, так как получалось, что он создан быть союзником бога и трудиться вместе с ним для достижения победы над злом, победы, которой страстно желают оба – и бог, и человек.
    Учение о трех эрах – «Творении», «Смешении» и «Разделении» – делает историю в определенном смысле циклической, так как материальный мир восстанавливается во время третьей эры в том же совершенстве, которым он обладал во время первой. А пока все печали и трудности в настоящую эру «Смешения» – часть битвы против Злого Духа. Зороастр, таким образом, не только указал благородное назначение человечества, но и разумно объяснил те страдания, которые переносит человек в своей жизни, видя в них бедствия, происходящие от Злого Духа, а не зависящие от воли всемогущего Творца страдания его тварей.

    Вот такие зороастрийские дела...
    Продолжение последует...
     
    Тамара нравится это.
Загрузка...