Список полезной литературы.

Тема в разделе "Задать вопрос священнику", создана пользователем OlegMKS, 9 дек 2014.

  1.  
    OlegMKS
    Оффлайн

    OlegMKS Мистер Благоразумие

    Сообщения:
    90
    Симпатии:
    171
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Православный
    Просьба выложить список литературы полезной и обязательной к прочтению Православному человеку.
     
    Тамара и Лариса Т. нравится это.
  2.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.222
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Первая моя богословская книга - это молитвослов. Нет более концентрированного веро- и нравоучения, чем молитвослов.
    Я очень хочу поделиться своими мыслями от чтения молитвослова (помысел - плоть молитвы. молитва соткана из любви к Богу, а в любви обязательно участвует ум: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим" (Матф.22:37) Я помню, как я созревал умом под светом церковных молитв. Я помню, как я менялся от наивных глупостей и суеверий, к осознанию. В молитве мы общаемся лицом к Лицу с единственным Учителем, и Он нас вразумляет и умудряет, давая необходимое знание.
    Молитвы двух сторон: 1. утреннее и вечернее правило и 2. правило ко причастию. Молитвы нужно не только читать, но и изучать. Сама же молитва - это разговор Бога и человека. Она больше ее плоти - слов. Она в, еще раз повторюсь, в любви, а любовь это ум, желание и чувство. Ум - плоть, желание - это воля к исправлению и послушанию Богу, решимость стать жертвой живой, благопрятной Богу для разумного служения, а чувство - это смирение и покаяние, дух сокрушен - ощущение себя на одной линии с Иудой, Каином, Каиафой и согрешившим Адамом.

    Вторая важнейшая книга - это текст литургии.
    Ее нужно изучать. Каждую мысль важно заметить, а оживает она только от молитвенного духа по мере просвещения благодати. Но сперва прах, потом дух и оживление.
    Раньше была книга Иромологион, где содержалась неизменяемая часть литургии. Сейчас издается масса более удобных книжечек, где есть текст литургии. У меня была книжка "Всенощное бдение и святая литургия". Я по ней следил на службе за клиросом.

    Где-то через 8-мь месяцев от того дня, как я уверовал и начал молиться, я взял в руки Библию. Такая задержка произошла только оттого, что был 1990 год и Библия не была так доступна, как сейчас. Мне ее купили за 100 рублей. Советских. Это была очень большая сумма. Если не ошибаюсь, то мой дед получал пенсию 60 рублей.
    Я начал ее читать с первой страницы.
    Просыпался в 4 утра. Молился. А остаток времени читал Библию. Чтобы выходил час времени. Дни, когда я так делал, были особенные. Утром мозги свежие. Еще все и всё спит - вокруг и в тебе. Слово Божие входит в ум, как благовоние в шелковую ткань, как пурпур в багряницы, как начаток в целое. Это сильно меняло ум. Потом целый день мозги работали под впечатлением. Так Слово Божие превращается в цветное стекло - которое окрашивает солнечный луч. Весь день всякая мысль, желание и чувство имеет потом печать воли Божией. Это полезно.

    Чтение сродни молитве. Оно - часть умно сердечного делания. В чтении вы выбираете ось, вокруг которой вращается ваш ум. Вы даете своему уму опору (как виноградине) - о он не стелится по земле, а тянется к небу и плодоносит.

    Изучив Библию, я с тех пор стараюсь ее читать каждый день. Перерывы бывают, но опыт показал важность этого делания. Сейчас я чаще ее слушаю в МР3.

    При чтении Библии важно принимать из нее помыслы, которые могут превратиться в ум, желание и чувства. Желание - воля к изменению и принятию воли Божией. Чувство - покаяние, смирение, самоуничижение, страх Божий, благоговение.

    Важнейшая часть Библии - Новый завет. Важнейшая часть Ветхого завета - Псалтирь. Я еще очень люблю книги пророческие и Второзаконие.
    Исторические - это икона Истории: встречи колеблющейся воли человека с благой волей Божией. Это важно в первую очередь по общему настроению - ни шагу в сторону.
    Пророческие книги вскрывают гниль нашего мертвеца. Учительные описывают дыхание аскетического подвига.
    Закон - икона Евангелия.

    Новый Завет - вообще голос Святого Духа. И то, что есть в Ветхом Завете как тень, в Новом - сама вещь.

    Молитвослов и Библия. На этом список можно закрыть.

    Прочитав Библию, я прочитал Закон Божий Слободского, а затем Катехизис ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС – епископ Александр (Семенов-Тянь-Шанский)

    Катехизис важен. В дальнейшем стоит вернуться к катехизису. Но это будет уже не первая линия книг. Я бы рекомендовал Догматическое богословие – протоиерей Олег Давыденков

    Что значат эти книги?
    Человек проходит духовную жизнь по линии, описанной в Днях Творения.
    Сначала в душу приходит свет. Но внутренний мир остается неустроенным. Хотя благодать уже может на него сходить.
    Потом в нем появляется твердь - ясное знание заповедей и решимость их исполнять. Это некая обособленность от мира. живущего во зле. Потом в нем являются семена благодатных плодов: любви, радости, кротости, долготерпения, веры, воздержания, милости. Самое важное здесь (по Евангелию) - смирение. Потому что без смирения человек не сможет вытерпеть того, что добродетели в нем - только семена, а не совершенный плод. На этом этапе человек много падает, у него ничего не получается. Потому что из ростка не сделаешь не мебели, ни избушки. Потерпи. Все будет. Потом. Когда вырастешь. Смиряйся.
    И вот на четвертом этапе вера, полученная в самом начале как разлитой свет, собирается в солнце и звезды. Вот здесь важно получить учебник по догматике.

    По дню творения - книжка. Я Давыденкова вспомнил, чтобы потом не возвращаться.

    Период "световой каши" в голове - закономерен. Каша компенсируется смирением перед волей (и верой) церкви. Наступит день - сам все поймешь.

    Второй период - важно получить четкий предел: где наши, а где наши супротивники. Поэтому здесь важна Библия и катехизис.

    Третий период (явления семян) плавно переходит из второго. Здесь важно получить образец благодатной жизни. В этот период самое важное - Жития Святых и их "простые", а не глубокие богословские беседы.
    Дмитрия Ростовского, Русских Святых. Отечники. Патрики. Жития новомученников и исповедников.
    Паисий Святогорец. Первую часть книги Силуана Афонского. Старец Силуан Афонский – архимандрит Софроний (Сахаров) (вторая сильно заумная, ее читать - шестой период, а вот первая: в третьем - самый раз )

    Я думаю, что список Житий братия подготовят. Я начал с июльского тома Дмитрия Ростовского. Там я нашел много ответов на свои вопросы. Например здесь Преподобные Симеон, Христа ради юродивый, и спостник его Иоанн + Православный Церковный календарь (в полном житии интереснее) и многое другое.
    Вторую я прочел Силуана. Третью житие Луки Крымского и Отечник Отечник – Cвятитель Игнатий Брянчанинов Затем декабрьскую Димитрия Ростовского. Потом Паисия Святогорца. Были еще книги житий.


    Четвертый период, напомню, период системного изучения догматики. Здесь, да и еще и раньше, очень рекомендую аудио-лекции Осипова.

    он богослов для чайников.

    В принципе, на Давыденкове и Осипове четвертый период можно остановить.

    Пятый день - явление гадов ползучих. Это период открытия в себе страстей.
    Здесь человеку нужны аскетические писания.
    Я высочайшего мнения от писаний Игнатия Брянчанинова.
    Из книг Феофана Затворника моя любимая -"Путь ко спасению".
    Обязательно авва Дорофей (с аудиобеседами Аркадия Шатова)
    Не лишняя книга Лествица и Добротолюбие. Хотя не все до этого уровня доходят, но проверять нужно
    Исаак Сирин - контрольный выстрел.

    А начальный класс - Письма Валаамского старца (1939-1956 гг.) - Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно и Никон воробьев.

    Шестой день - появление человеческого облика.

    Не поверите. Но его примета: начать все с начала. Но не "вершками", а углубленно-осмысленно. Это только в первый день уверования кажется, что ты имеешь веру и знаешь заповеди. Только знание страстей позволяет ставить вопрос о вере и заповедях. только это открывает путь, а не отрывочное чтение книг.
    Здесь чтение - это часть умно-сердечного делания.
    Здесь книг становится не много.

    Есть разные формы дня шестого. Все зависит от личных качеств. Самый самый - это "подтягивание" знаний, дружба со святыми, и постоянное вращение ума в духе святых аскетов. Для последнего средство выбора - Брянчанинов.

    Брянчаниов - это лакмусовая бумажка. Если он для тебя чужой, то нужно только вздохнуть

    День седьмой - это период становления богочеловечества.
    Здесь книга оживает. Она оживляет камень, куда сеется семя благодати таинств. Здесь учитель первой линии - скорбь (Крест). Наша реакция на крест - экзамен нашего чтения.

    День восьмой. Время жизни. Время общения лицом к Лицу.
     
    Последнее редактирование: 9 дек 2014
  3.  
    Лариса Т.
    Оффлайн

    Лариса Т. Миссис Энергия

    Сообщения:
    3.323
    Симпатии:
    3.918
    Лучшие ответы:
    13
    Вероисповедание:
    Православный
    Олег, спасибо за тему.

    Отец Алексий, а как Вы читаете Библию? И Новый и Ветхий заветы каждый день? Или все по порядку? Заканчивается Евангелие, начинаете читать Послания Апостолов?

    Поясню свою мысль. Несколько лет я читала только Евангелие, потому что услышала от священника, что его обязательно читать каждый день. Т.е. вечером читала полностью вечернее правило, потом несколько глав из Евангелия. Через год добавилось чтение толкования на Евангелие. Это все занимает у меня больше часу времени. Если читать еще и Ветхий Завет и Послания Апостолов, то, боюсь мне нужно 3 часа времени вечером, чтобы этим заниматься.

    В принципе, время есть! Но мне казалось как-то неблагоговейно, например, читать Новый Завет (Послание Апостолов) в электричке или метро. В результате всего этого, я первый раз прочитала Послания Апостолов только через 7 лет после прихода в Храм. Спасибо, кстати, Алексею Поймену, именно он сподвиг меня к этому!

    Если бы я прочитала их, то этой темы бы не было: Вопрос про Священников, Епископов и Патриархов | I Православный Форум Украины

    И не катихизис мне нужно было прочитать (и его тоже, конечно), а именно Новый завет, который после Евангелия. Там я нашла ответы на вопросы, которые у меня были.
    добавлено: 9 дек 2014
    Прошу прощения, но в данном случае, мне кажется это важным исправить (для новичков это важно). Отец Алексий случайно пропустил букву "Е" в слове ПатЕрик.

     
    И-я нравится это.
Загрузка...