Скрытая сторона блудной страсти

Тема в разделе "Вопросы аскетики и духовной жизни", создана пользователем Просто Оксана, 10 июн 2014.

  1.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.780
    Симпатии:
    5.860
    Лучшие ответы:
    18
    Вероисповедание:
    Православный
    Вы меня изумили.
    Почитайте.
    Потому что Ваши нынешние тезисы тоже больше относятся к той дискуссии, чем к моему вопросу.
     
  2.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.231
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Как говаривал отец Агапит: "хочешь повеселить Бога, расскажи Ему свои планы"
    Я, конечно, хотел написать полноценную лекцию, однако, попробую попоститься здесь.

    Итак, проблемам либидо в Евангелии посвящены три места.
    Во-первых сегодняшнее поучение (каждый день в Церкви читается определенный кусочек Нового завета - дневное зачало): "Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует" (Матф.5:27-32).
    Во-вторых, серия поучений синоптиков: "не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит" (Матф.19:4-12).
    Я планировал писать лекцию, поэтому буду говорить несколько резонерски для данной темы - говорить о том, что не спрашивали. Кроме того, звыняйте за бессистемность, или будете семь лет ждать.
    В-третьих: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Матф.5:8).
    Есть и другие, менее важные.

    Перед началом разговора, давайте определимся с общим языком.

    Человек имеет тело и душу. Тело имеет в себе плоть и кровь. Кровь - это непонятная для нас "душа тела". Это животная душа. Некая субстанция. Вещество невещественое. Она происходит из праха земли точно так же, как и душа животных. Она такая же, как и у животных - умная, ласковая, верная, агрессивная и тд и тп. Все мы знаем кошек, собак, лебедей, коней и тд. Кто скажет, что они "бездушны"? Их чувственность, верность, доброта, забота, материнство и эмоциональность превышает таковое у многих забубенных двуногоих.
    Кровь Библии - это не союз плазмы и форменных элементов. Ведь тело с кровью человек имеет с момента зачатия, а вот плазму и форменные элементы только с третьей недели внутриутробного развития.

    Кровь составляет все бессловесное (бессознательное) в человеке.

    С плотью и кровью нас сотворил Бог. Однако грехопадение изменило человека. До грехопадения в человеке была Жизнь - Дух Святой. Он, оживляя наш дух, делал его сердцем ипостаси - руководя плоть и кровь.
    Грех убил человека, разъединив его с Богом. От этого, сначала дух потерял жизнь, а потом и плоть с кровью зажили своей жизнью. В нашей крови самоопределились дикие животные: звери, скоты и змеи - наши страсти. Их видел Петр в Иоппии ("Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные" (Деян.10:9-12).

    Наше положение до грехопадения для нас тайно. Несколько объясняет его Исаия Отшельник: "Бог сотворил человека по образу и по подобию Своему, почтил достоинством царя над видимою тварию и поместил в раю. Чувства человека были в состоянии непорочности, соответственно непорочному естеству его. Когда же он послушался обольстителя: тогда чувства его извратились, перешли в состояние противоестественное; человек извергнут из состояния славы. Имеется естественное вожделение (либидо), без которого невозможна любовь к Богу. Это вожделение превращено врагом в страстное похотение (опять же - либидо). Имеется естественная ревность, без которой невозможно преуспеяние в деле Божием. Эта ревность изменилась в противоестественную, и мы ревнуем друг против друга, завидуем друг другу и лжем друг на друга. Имеется естественный гнев, без которого невозможно приобрести чистоту; невозможно приобрести ее, если не будем гневаться на все, всеваемое в нас врагом. Этот гнев заменен в нас гневом на ближних по самым ничтожным, ничего незначащим поводам. Имеется естественная ненависть, и без ненависти к греху и демонам не открывается слава души. Эта ненависть превратилась в нас в противоестественную ненависть к ближнему. Увлекаемые ею, мы заражаемся отвращением к ближнему; она изгоняет из человека все добродетели. Естественно духу нашему возвышенное ощущение презрения к врагам-демонам; но это ощущение извратилось: мы преклонили выю пред демонами, а превозносимся один над другим, уязвляем друг друга, каждый признавая себя праведнее ближнего. Гордостию нашею мы соделываем Бога врагом нашим. Все эти свойства созданы с человеком и превратились в постыдные страсти с того времени, как человек отравил себя преслушанием Богу". Как мы видим безгрешность либидо стоит в одном ряду с безгрешностью ненависти, гнева, превозношения. Да! Безгрешно в сотворении. Но нечто изменилось после грехопадения, так что для нас первоначальная святость - предмет веры и созерцания. Потому что все это снова явилось в мире во Христе Иисусе. Мы исповедуем во Христе совершенную человеческую природу - с плотью и кровью. В нем есть естественное вожделение, но нет страстного похотения. Отличить либидо от либидо не просто.
     
    Последнее редактирование: 12 июн 2014
  3.  
    Женя Че.
    Оффлайн

    Женя Че. Музыкант форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    1.503
    Симпатии:
    1.059
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Иудей
    грех ломится через глаза, немного засмотрелся в телевизор и всё считай упал. хотя ещё перед этим захотелось чего-то вкусненького съесть. и амбец.
     
  4.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.231
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Я тут маленького Ивана Алексеевича няньчу. Он тут периодически требует внимания. Так что перерывов в лекции будет много.
    добавлено: 12 июн 2014
    Так, на чем я там остановился....
    Кровь составляет единую субстанцию, в которой все связано одно с другим. Движения ("динамис " - силы, проявления, свойства) крови после грехопадения называются страстями. Страсти соединены между собой как части дерева: корень, ветви и цветы-плоды.
    Корень всех страстей - гордость. Ветви - чревоугодие, вожделение, сребролюбие и тщеславие. Плоды - печаль, гнев и уныние.
    Гордость - это синоним смерти Адама, и Первородного повреждения. То есть гордость - это образ существования человека после грехопадения, свойство его природы, которое мы наследуем от предков. Гордость в нас присутствует с момента зачатия. Этот корень дает свои ветви, а затем плоды. Следствием гордости является старение и смерть. Одно из свойств гордости - она отрицание любви.
    добавлено: 12 июн 2014
    Сделаю некоторое пояснение о степенях свободы от страстей.
    Мне кажется наиболее важным слова апостола Иоанна Богослова: "Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого" (1Иоан.2:12-14). Здесь указаны четыре возраста духовной жизни, четыре степени чистоты, целомудрия и свободы от вожделения.
    добавлено: 12 июн 2014
    Так вот, по словам Исаака Сирина среди людей рождается один на несколько поколений человек, который достигает возраста ОТЦА, возраста бесстрастия. Эти отцы достигают ангельского целомудрия и чистоты, и поэтому чистым сердцем познали Сущего от начала. От этого христианство не становится религией малой (хотя она и малое стало). В ней люди по слову апостола Павла, как "звезда от звезды разнится в славе" (1Кор.15:41). Не достигшие бесстрастия (например, имеющие вожделение) могут войти в Царство Небесное. О таких людях говорит Евангелие "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Матф.11:12). Не достигшие бесстрастия могут войти в Царство Небесное. Не победив вожделения человек может войти в Небо, но как звезда малая.
    Златоуст говорит, что блаженные алчущие и жаждущие правды не могут удовлетвориться малым, но ищут, чтобы всесожжение их было тучным, и поэтому ищут совершенства. Но и достигшие малого могут не унывать.
    Младенческий возраст в борьбе с вожделением - это держать свое либидо в пределах супружества, не вступать в половую связь вне брака, хранить свои чувства от осквернения (в наше время это называется в первую очередь порнографией), ненависть к блудным помыслам и постоянная с ними борьба, смирение о своей немощи.
    Это не вершина победы.
    Это то же самое, что придти в школу, и сесть за парту. За это аттестат зрелости не получишь, но и никто тебя бездельником не назовет.
     
    Последнее редактирование: 12 июн 2014
  5.  
    Женя Че.
    Оффлайн

    Женя Че. Музыкант форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    1.503
    Симпатии:
    1.059
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Иудей
    вы нас не расслабляйте. мы все в отцы мечем. ))))
     
    Тамара нравится это.
  6.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.780
    Симпатии:
    5.860
    Лучшие ответы:
    18
    Вероисповедание:
    Православный
    Спасибо, отец Алексий. Это хорошо, когда с перерывами: и Ивану Алексеевичу не скучно, и у читающих есть время подумать.
    У меня проблема на одном участке понимания Вашего ответа. Прошу подтвердить или опровергнуть.
    "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею" (Быт. 1:28). В Писании сказано только об одном виде размножения людей до грехопадения – сотворении Богом Евы.
    Получается, то естественное вожделение (до грехопадения), о котором Вы пишете, не касалось взаимоотношения между полами посредством репродуктивных органов? И все те естественные свойства (вожделение, ревность, гнев и пр.) были потенциальными, заложенными при сотворении, но так и не проявленными до грехопадения, т.е. фактически до изгнания человек их не проявлял активно, хотя и был призван к ним вернуться через Христа?
     
  7.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.231
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Несколько слов о природе либидо.
    Когда Бог сотворил человека, в Адаме была вся полнота человеческой природы. Когда же Бог разделил естество Адама на две половины (пола), тогда появилась, с одной стороны, пустота, а с другой стороны, - притяжение между половинами. Это притяжение и называется либидо.
    Либидо важно. Потому что хоть разделение произошло по всей глубине человеческой природы, начальным "соединителем" "расстоящегося естества" (слова из венчания) является либидо.
    Разделение на полы прошло по духу (разуму, воле и чувству), по плоти и крови. Это вызывает некоторое стремление к близости, и возможность для близости без плоти и крови.
    Первое отличие природного вожделения от страстного - полное царство духа над ним. Либидо природное послушно духу так, как рука послушна уму - двигаю как хочу, куда хочу и когда хочу.
    Как указывалось, вожделение не единственное действие крови, поэтому человек, не имеющий страстного вожделения, так же абсолютно свободен от страстей печали, гнева, уныния, чревоугодия и сребролюбия. А если он показывает себя рабом хотя бы в чем-то, то да молчит он о своей свободе. Евангельский образ свободного от страстей человека заложен в капернаумском сотнике: он легко управляет рабами, воинами и слугами. У нас же все наоборот. Либо господин пищит свои приказы, а все на него плюют. Либо слуги заставляют бегать своего господина за юбками, новыми гаджетами, деньгами и похвалами. Так что "если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое" (Иак.3:14-16). Этот образ хорошо дан в Книге Притчей, например, " От трех трясется земля, четырех она не может носить: раба, когда он делается царем; глупого, когда он досыта ест хлеб; позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей" (Прит.30:21-23)

    Итак, страстное либидо есть во всех (кроме немногих в истории бесстрастных). В мужчинах это мучительное ощущение пустоты. В женщинах стремление вернуться туда, откуда взята. Греховным оно делается из-за неприродного для человека господства над духом (непокорность духу). В святых оно корень смирения, нищеты духа. В несвятых (но старающихся, как мы, младенцах) - оно корень гнева, печали и уныния. А в грешниках - греховных дел (которые так обличает Ольга)
    Либидо составляет энергию, силу любого страстного действия в человеке (мы уже приблизились к скрытому либидо, но еще один вопрос).

    Вопрос о заповеди. Почему Бог запрещает нам блуд, и зовет бороться с либидо?
    Когда Бог дает заповедь, Он не высказывает Своего произвола, но описывает нам путь нашей радости. "Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие" (1Иоан.3:4). Совершив грех человек нарушает закон своего существования, повреждает себя, делает себя больным и несчастным. Блуд телесный убивает человека так же, как и убийство. А вот блуд скрытый в душе - повреждает и делает больной душу. В некоторых формах такое повреждение становится пламенем геенны после смерти, и поэтому являются смертельным состоянием. В других лишает человек евангельского блаженства - Боговидения.
    Если мы не совершаем блудных дел и не услаждаемся нечистыми помышлениями, тогда плоды либидо в нашей жизни: умножающиеся страсти печали, уныния и гнева. И уже плоды вожделения ранят наши тела, нарушают нашу внутреннюю и общественную гармонию, погашают страх Божий, парализуют нас и делают нечувственными. Поэтому бороться с вожделением (покорять его духу) для нас жизненно. Единственным надежным средством покорения является смирение. важно.
    добавлено: 12 июн 2014
    Я прошу прощения, я сначала закончу (по возможности) а потом начну заново, с ответами.
     
  8.  
    Женя Че.
    Оффлайн

    Женя Че. Музыкант форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    1.503
    Симпатии:
    1.059
    Лучшие ответы:
    5
    Вероисповедание:
    Иудей
    в раю не было либидо, потому что были наги и не стыдились. дальше не читал
     
  9.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.231
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Виды либидо (страстного вожделения).
    Классификация динамическая. По стадии появления.
    Феофан Затворник в основу берет сотворение света. Сначала был сотворен свет, и он был разлит во вселенной. Так и наше стремление к соединению, без лица и образа. БезОбразное вожделение взрослеющего человека. Это первое действие силы пола, эроса. Янарас говорит, что небо и земля смотрит на человека, когда в нем пробуждается эрос. Это сила стремления к красоте. Она еще не собрана на ком-то.
    Оно вполне бессознательно. Плохо то, что ныне это время искания красоты быстро прерывают прозой зоологии. Особенно плохо то, что этот период важен для полового становления. Аскеза не проходит вне пола. Есть два пути: монашество (и чернечество - внемонастырское девство) и брак. Везде необходим осознанный и свободный выбор с покорностью духу. И в браке и в монашестве - либидо начало энергии. Кассиан неважно высказывается о духе скопцов, говоря, что им не быть победителями. Плохо то, что в реальности, сразу после посева собирают урожай. Не созрев в поле наши дети вступают во второй период - Образного либидо, когда все поиски красоты собираются на конкретном лице.

    "Вся жизнь моя была залогом
    Свиданья верного с тобой;
    Я знаю, ты мне послан Богом,
    До гроба ты хранитель мой...
    Ты в сновиденьях мне являлся,
    Незримый, ты мне был уж мил,
    Твой чудный взгляд меня томил,
    В душе твой голос раздавался
    Давно...нет, это был не сон!
    Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
    Вся обомлела, заплыла
    И в мыслях молвила: вот он!
    Не правда ль? Я тебя слыхала:
    Ты говорил со мной в тиши,
    Когда я бедным помогала
    Или молитвой услаждала
    Тоску волнуемой души?
    И в это самое мгновенье
    Не ты ли, милое виденье,
    В прозрачной темноте мелькнул,
    Проникнул тихо к изголовью?
    Не ты ль, с отрадой и любовью,
    Слова надежды мне шепнул?
    Кто ты, мой ангел ли хранитель,
    Или коварный искуситель:
    Мои сомненья разреши".
    Таня Ларина узнала то солнце, которое в виде разлитого света светило в ней, при первой встрече. День четвертый - свет собран на человеке - Евгении Онегине. Так проходит у каждого, чье целомудрие не повреждено. Это период, когда вожделение еще юно, и не испачкано.

    История Ревекки показывает архаическое отношение человечества к этому вожделению: оно главное сокровище рода. Оно хранилось, так как из его семени выходит жизнь. Дева (отрок) не давал себе свободы, да не наступит День Четвертый прежде чем будет готова суша и трава. Родители их обручали. И тогда День Четвертый светил им всю жизнь: "ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее" (Быт.24:67). Раньше брака человеческая воля не позволяла начаться Дню Четвертому. Сначала брак - потом любовь.
    Это было первым отличием от гойш, дочерей ханаанских, от которых праведники, начиная с Исаака, удаляли своих сыновей. Те сначала давали бури либидо, а потом, может быть, все прочее.
     
    Natasha_1, Наталья_*, Тамара и 2 другим нравится это.
  10.  
    Виталий Петренко
    Оффлайн

    Виталий Петренко Мистер Внимание Почетный форумчанин Перекладач

    Сообщения:
    1.924
    Симпатии:
    2.506
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Отец Алексий, вот это место не совсем понятно:

    т. е. если мы противостоим блудным страстям и в делах и в помышлениях, то из-за вложенного в нас влечения к противоположному полу, в нас умножается печаль, уныние и гнев? Или я не так понял?
     
    Тамара, р.б. Ксения и Наталья_* нравится это.
  11.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.231
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Если человек оказывается небрежным (Притча о плевелеах сельных: "когда люди спали... пришел сатана и засеял свои помыслы"). Дальнейшие формы либидо повторяют две первые: Образное и безОбразное.
    Иногда либидо направлено на конкретного человека, иногда разлито во вне без конкретного лица.
    Проблема в том, что в юное и чистое демон начинает вливать свой яд, и это вожделение становится страстным.

    Безобразное либидо проходит красной линией через всю жизнь, особо не изменяясь от дряхления плоти. Оно в брюзжании старух, оно в венце безбрачии, оно в безудержном шоппинге, оно в злобе начальницы самодурши.
    Так например тот же Пушкин описывает такое либидо на примере мамаши Тани и Оли Лариных:
    Она вышла замуж без любви (на высоте своих вздохов о другом)
    "И, чтоб ее рассеять горе,
    Разумный муж уехал вскоре
    В свою деревню, где она,
    Бог знает кем окружена,
    Рвалась и плакала сначала,
    С супругом чуть не развелась;
    Потом хозяйством занялась,
    Привыкла и довольна стала.
    Привычка свыше нам дана:
    Замена счастию она .
    Привычка усладила горе,
    Не отразимое ничем;
    Открытие большое вскоре
    Ее утешило совсем:
    Она меж делом и досугом
    Открыла тайну, как супругом
    Самодержавно управлять,
    И всё тогда пошло на стать.
    Она езжала по работам,
    Солила на зиму грибы,
    Вела расходы, брила лбы,
    Ходила в баню по субботам,
    Служанок била осердясь —
    Всё это мужа не спросясь.
    Бывало, писывала кровью
    Она в альбомы нежных дев,
    Звала Полиною Прасковью
    И говорила нараспев,
    Корсет носила очень узкий,
    И русский Н, как N французский,
    Произносить умела в нос;
    Но скоро всё перевелось;
    Корсет, альбом, княжну Алину,
    Стишков чувствительных тетрадь
    Она забыла; стала звать
    Акулькой прежнюю Селину
    И обновила наконец
    На вате шлафор и чепец".
    В женской натуре либидо становится двигателем всего - тщеславия с косметикой и стремлением к карьере, сребролюбия с мшелоимством и мужеедением, гнева, печали и уныния.
    Проблема в том, что образа в душе нет, и поэтому осознания проблемы нет. Мощный магнит рвет внутри, ища вернуться туда, откуда взята, и нет такого.

    Либидо с образом.
    Если это муж, тогда оно называется супружеским вожделением, не осуждается, но подразумевается, что его главенство в личности заканчивается теми же последствиями - печалью, унынием и гневом, вот ради чего в Церкви существует супружеское воздержание.
    добавлено: 12 июн 2014
    Либидо образное (не супружеское, то есть когда человек осознает предмет и направление своего вожделения) и либидо безобразное является началом двух других разновидностей либидо (по содержанию).
    Их различают как плотское и душевное вожделение.
    Плотское вожделение наполнено осознаваемыми блудными помыслами.
    Это порнофильм, который движется в душе. Это огонь внутри. Но отцы говорят, что в таком вожделении самом есть лекарство против него. Брянчанинов говорит - эта похоть настолько явная, что узнать ее может всякий. Грех является к человеку неприкрытым, поэтому человек знает, что это не хорошо. Это подобно калу, и поэтому с этим бороться проще.
    Проблема в том, что современный мир считает это нормой.
     
  12.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.780
    Симпатии:
    5.860
    Лучшие ответы:
    18
    Вероисповедание:
    Православный
    Может быть, это не отсутствие, а то, что отец Алексий назвал безОбразным либидо?
     
  13.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.231
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Лучший ответ
    О плотском вожделении, насколько я понял, в данной теме говорить много не нужно. Да и все написанное прежде было только присказкой и пояснением.
    Теперь, что же нужно сказать о "Скрытой стороне блудной страсти"? Вторая форма вожделения называется душевной похотью (вожделением). Для него характерно то, что в нем плотское соединение либо является только вероятностью, либо исключается вовсе. То есть это вожделение по сути является состоянием, когда душа полностью заполнена неким розовым туманом.
    При этой форме вожделения наиболее часто происходит именно безОбразное влечение к чему-то неясному.

    При любой форме вожделения есть характерный признак - охлаждается молитва. Либо она исчезает совсем, либо на ее место приходит набор фантазий и восторгов. Второй вид молитвы описывается отцами, как прелесть. При этой форме человек сочиняет себе либо образы, либо ощущения. Такой вид молитвы напоминает действие алкоголя или наркотика, поэтому современному человеку очень импонирует, понятен и желаем. Такая молитва является обычным пресмыканием в прахе.
    Причина этого в том, что человек, наполняя свою душу плотским или душевным вожделением, погружает себя в прах (в действие крови). От этого над ним исполняются слова: "сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть" (Быт.6:3). Такое погружение в прах описал Господь в заповеди о посте (то есть об отрыве от праха) "Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими" (Лук.21:34).


    Далее, вожделение - это ветвь дерево страстей. Оно закономерно рождает гнев (например, соблазн, обидчивость), печаль (страх, тоска, депрессия) и уныние. Наиболее характерное свойство уныния - это охлаждение сердца к молитве, чтению Библии, постам, исполнению заповедей, хождению в Церковь. Именно последнее становится частой причиной оставлением Храма в подростковом возрасте: либидо гасит незрелую молитву и благочестие.

    Далее, Игнатий пишет о чувственности, при которой человеческая душа превращается в порох: полна сентиментальности, но легко вспыхивает от ярости. Это так же важный признак вожделения.

    Поэтому, запрещая вожделение (точнее говоря о важности противодействия ему) Бог нас уводит от такого бедственного состояния, как уныние, печаль и гнев, которые сильно отягощают нашу жизнь.

    Связь кликушества с либидо происходит через печаль, тоску. Человек подсознательно ищет внимания к себе. Тогда происходит то, что психиатры называют истерической психопатией, а мы - кликушеством (обыватели кликуш считают бесноватыми) (замечу, что печаль рождается не только от либидо, а кроме "беснования" существует и беснование).

    В Четверг Первой Седмицы под рукой, ногой и глазом Господь называет страстные движения, помыслы, образы. Он дает заповеди, что говорит о возможности победы.

    Слова о браке, приведенные в начале, позволяют говорить о состоянии либидо по Божьему замыслу в браке. Но нужно заметить, что брак после грехопадения изменился, что привнесло в супружеское вожделение прах, а вместе с прахом тлен.
    добавлено: 12 июн 2014
    Гнев, тоска, печаль, страх, охлаждение молитвы, нечувствие сердца, небрежность в духовной жизни, слабость духовных глаз (ближний кажется гадким, Промысла Божия не видишь, все ощущается случайностью, и "Бог меня забыл), заповеди кажутся малозначительными условностями.
    Истерики.
    добавлено: 12 июн 2014
    Если Вы исповедуетесь старцу, он подскажет. Если обычному священнику - по книге Игнатия. Никаких особых вещей гворить не нужно.
    Исповедуются словом "плотское вожделение", если есть осознаваемые помыслы или образы.
    Если нет, все прочие рассуждения важны только для анализа - это важно в молитве. Особенно Иисусовой - осознание своей язвы, которые Вы подставляете доброму самарянину.
    Это же является началом плача, который от зрения своей духовной нищеты. Особо углубляться в это немонаху нельзя. Потому что этот плач радостотоврный, и человек может возненавидеть суету. А это означает "отстать от одного берега, и не пристать к другому". Это конец мирской жизни. Дальше человек превращается либо в монаха, либо в психопата невротика. Либо вместо молитвы погружается в мантру.

    Мне всегда нравилось чтение.
    Слово Божие сродно духу нашему, и дает радость и сладость. Эти радость и сладость изгоняют радость и сладость, которые сочиняют демоны. Поэтому при всякой страсти я стараюсь обращаться к Евангелию, чтобы ум погружался в слова Евангелия. Обычно успокаивается.
    Регулярная исповедь и причастие.
    Меня трезвят книги святых отцов.
    добавлено: 12 июн 2014
    Удаляюсь. Но обещаю вернуться.
     
  14.  
    Виталий Петренко
    Оффлайн

    Виталий Петренко Мистер Внимание Почетный форумчанин Перекладач

    Сообщения:
    1.924
    Симпатии:
    2.506
    Лучшие ответы:
    4
    Вероисповедание:
    Православный
    Я так понимаю, это прообраз брака Церкви и Христа?
     
  15.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.231
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Мне даже сообщить нечего. Я об этом читал в Лествице. Но особо не понял.
    Человек может тянуться от любви к людям. Например, история Моисея Мурина и Арсения Великого из Отечника.
    "Тягу к общению" оценивают по плодам. В сектах много методов явно либидозного характера. А так, в бытовом плане.... развожу руками. Узнаю, расскажу.
    добавлено: 12 июн 2014
    Да, но и то, что я написал. То аспект эклессиологический. Это психологический. У одной притчи-события может быть много толкований. Это так же можно отнести к проблеме стяжания Святого Духа - встречи с Богом, Причастии. Это похоже на содержание Вербного воскресения.
    Но и брачное описание здесь присутствует.
    добавлено: 12 июн 2014
    согласен. Но это первый класс, первая четверть. Ограничится можно, но потом пожалеете. И плоды медления в прахе приходят скоро - в печали и унынии, в чувственности и охлаждении духа. Это "нормально", но скорбно.
    Оторваться от демонов можно только одним способом - оторваться от праха. Это путь укрепления меха для нового вина благодати. Будет слишком ветхим, вино в Вас не войдет. А потом не плачьте.
    Указанная планка называется Ветхим заветом. И она хороша. Но для христиан мала.
    добавлено: 12 июн 2014
    Брянчанинов говорит о вожделении: к одним оно сильнее, к другим оно отсутствует.
    Нил Синайский говорит - иногда оно горит постоянно, иногда налетает как стрела (на фоне покоя так, что год считал об отсутствии вожделения, а за секунду поплатился)
    добавлено: 12 июн 2014
    Все, я ушел
     
    Последнее редактирование: 13 июн 2014
  16.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.780
    Симпатии:
    5.860
    Лучшие ответы:
    18
    Вероисповедание:
    Православный
    Слегка прошлась взглядом по пятнадцатому Слову "Лествицы": О нетленной чистоте и целомудрии, которое тленные приобретают трудами и потами

    Вот, получилось выписать несколько признаков/случаев, когда и радость, и желание общения, и слезы, и милость содержали в себе признаки скрытого вожделения:

    Будучи в искушении, я ощутил, что сей волк хочет обольстить меня, производя в душе моей бессловесную радость, слезы и утешение; и по младенчеству своему я думал, что я получил плод благодати, а не тщету и прелесть.

    Рыба спешит убежать от удочки: а душа сластолюбивая отвращается безмолвия.

    Склонные к сладострастию часто бывают сострадательны и милостивы, скоры на слезы и ласковы; но пекущиеся о чистоте не бывают таковы.

    Не забывайся, юноша! Я видел, что некоторые от души молились о своих возлюбленных будучи движимы духом блуда, и думали, что они исполняют долг памяти и закон любви.


    Но (что интересно) св. Иоанн Лествичник рядом констатирует и обратный случай:

    Поведал мне некто об удивительной и высочайшей степени чистоты. Некто увидев необыкновенную женскую красоту, весьма прославил о ней Творца, и от одного этого видения возгорел любовию к Богу и пролили источник слез. Поистине удивительное зрелище! Что иному могло быть рвом погибели, то ему сверхъестественно послужило к получению венца славы. Если такой человек в подобных случаях всегда имеет такое же чувство и делание, то он воскрес, нетленен прежде общего воскресения.

    А вот это меня заинтересовало больше всего (с учетом имеющегося совета читать Слово Божие):

    Будем испытывать, исследовать и наблюдать: какая сладость происходит в нас, при псалмопении, от беса блуда, и какая от словес Духа, и заключающейся в них благодати и силы.
     
  17.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.231
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Человек в грехопадении изменился. Изменилась его душа и тело. В теле страсти стали совсем другими, не теми, которые были вложены Богом при сотворении. Особенно сильно изменились отношения между частями человеческой ипостаси, так что кровь со своими страстями начала жить своей самостоятельной жизнью. Это рождает проблему Невидимой брани - постоянного сопротивления себе. Это крест наш (то есть то, что заработали: поэтому царственное и нежно хранимое либидо всегда оборачивается своей темной стороной - печалью, гневом и унынием, с которыми бороться совсем не легко), который мы несем на себе вслед за Христом
    Ветхозаветные идеалы называются нравственностью. Новозаветные - обОжением, то есть восшествие туда, где Христос пребывает.
    Христианину не стоит довольствоваться доброй нравственностью (хотя она с каждым годом становится более и более редкой, а потому и ценной, как бриллиант). В Евангелии есть притча о талантах. Если человек получает талант благодати и не приумножает его, тогда участь его незавидная. Эта участь не в наказании.
    В Третьей Книге Ездры одно из мучений ада описано так: осознать, чего ты мог достичь, и не достиг.
    добавлено: 13 июн 2014
    Важное свойство вожделения то, что оно вместе с тщеславием создает в душе облако лжи - выдуманной реальности, которая для человека реальнее того, что существует за пределами его души.
    ХХ век - век лжи. Тщеславие и либидо стали кирпичами здания, которые строят мировые кукловоды. Тщеславие и либидо лежат в основе тотальных идеологий. Проблема в том, что облако лжи позволяет человеку видеть то, чего нет, и не видеть то, что есть.
    Либидо здесь направляющая сила. Получается как с Татьяной Лариной - смутные внутренние движения (которые, кстати, умный человек легко направляет и формирует) в конечном итоге можно воплотить в образе, опять же, искусственно подсказанном.
    ХХ век с его вседозволенностью и формированием идеологии внеевангельской свободы, дает огромный материал для подобных манипуляций над общественным сознанием. Поэтому ложь льется рекой, и даже есть свидетели. На днях читал о том, как с помощью манипулятивных технологий создавался миф украинского голодомора. В результате история неурожая умноженная некомпетентными действиями местных властей из-за чего погибло полтора миллиона жителей Украины превратилась в то, что сейчас изучается в школе: и поля были полны, и амбары, и тд и тп. И свидетелей полно.
    Так что вожделение, повреждающее прахом способность видеть, становится тем, что делает человека очень способным ко лжи, принятию лжи, и удаляет от видения Истины, Которая Бог (молитва).
    Прочувствуйте себя внутри - движения ярости , когда вам говорят и показывают то, во что вы не верите (о Януковиче, Майдане, карателях, террористах, погромах) - это плод вожделения. Поле чувств, а не мысли, - плод вожделения. Новейшая история Украины покажет то, как прекрасно научились пользоваться этим веществом - нашим прахом, нашей кровью, в которой вожделение первая сила (вместе с тщеславием). (это одна из причин, почему мне совок нравится больше - в нем топорная пропаганда, в противоположном окопе художники страстей и лжи)

    @>}--
     
    Последнее редактирование: 13 июн 2014
  18.  
    Просто Оксана
    Оффлайн

    Просто Оксана Настоящая Просто Оксана Почетный форумчанин

    Сообщения:
    2.780
    Симпатии:
    5.860
    Лучшие ответы:
    18
    Вероисповедание:
    Православный
    Во мне редко в таких случаях включается ярость. Уход от общения + раздражительность (в худшем (?) случае) и уход от темы + жалость + молитва (в лучшем (?). Вот так и не поняла, является ли последнее жалким плодом искаженного либидо... но вопросы не об этом.

    Я опять, с Вашего позволения немного цитат вставлю, а потом уже непонятные моменты попытаюсь сформулировать.

    1. Если либидо возникло как притяжение между половинами, то как оно соотносится с любовью к Богу, о которой говорит Исайя Отшельник? И (простите за вопрос, но он отчасти закономерно вытекает из цитаты и предыдущего вопроса) – какова нужда в естественном вожделении, бывшем у Христа (на что направлено это вожделение)?

    2. Можно поподробнее о начале энергии? Имеется в виду, что внутренними страстными и смутными движениями крови все же можно осознанно управлять и в браке, и в монашестве? Эта сторона интересует гораздо больше, чем манипуляция массовым сознанием…
     
    Последнее редактирование: 13 июн 2014
  19.  
    Протоиерей Алексий
    Оффлайн

    Протоиерей Алексий Доктор форума Команда форума Cвященнослужитель Почетный форумчанин

    Сообщения:
    7.061
    Симпатии:
    16.231
    Лучшие ответы:
    95
    Вероисповедание:
    Православный
    Я ограничен в знаниях. Могу точно сказать, что во Христе была полнота человеческой природы: с плотью и кровью. Поэтому во Христе была вся человеческая эмоциональность (не поврежденная грехом) - Он гневается на фарисеев, Он плачет о Лазаре, Он нежно любит Мать, Он имеет привязанность к Иоанну Богослову, Он боится Креста, Он мучается на Голгофе.
    Природное вожделение - сила всех эмоций и чувств человека.
    Что такое вожделение без греха? То же, что человек без Первородного повреждения. Для нас это вопрос абстракции. Или "прииди и виждь" во Христе. Но тут снова, чтобы понять это вожделение, нужно сначала понять Человека, в Котором нет греха, Слово Божие, Которое стало Человеком.

    А о роли вожделении в пути спасения.... Тут раздвоенность: страстное вожделение + духовная жизнь = прелесть, которую обсуждает Игнатий в своем Слове о прелести. природное вожделение - это часть тела. Тело участвует в христианстве: Причастие, Вознесение, Боговоплощение, одесную Отца седение. Плоть и кровь слепы, они не видят Бога (говорит Христос в Мф16 и Павел в Гал1), но возможно преображение и обожение. При этом плоть и кровь меняются и превращаются в дух (предмет фоминой недели - плоть Христова проходит сквозь стены, потому что она стала духом, оставаясь плотью). Вот такая плоть и кровь имеет природное вожделение, которое способно откликнуться на призыва "Приидите поклонимся". Пока же мы ветхие, для нас максимально участие крови ( с вожделением) в духовной жизни: "Да молчит всяка плоть человеча, и ничтоже земная в себе помышляет" и "всяко житейское отложим попечение". И ничто не способно так рождать нищету духа, как огонь либидо. Оно - начало самопознания. Никакая иная часть, как либидо, не может сделать такое: "в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих" (Рим.7:23), и только она может стать началом восхождения: "Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?" (Рим.7:24).
    В причастии мы принимаем Кровь Христову, в которое чистое вожделение.
    Вожделение - это сила желания.

    Одна из проблем современности в том, что либидо раскрепощается, но раскрепостившись, оно иссякает, и сила его уменьшается.

    Вожделение без смирения - сублимация и начало прелести.
    добавлено: 13 июн 2014
    В очередной раз смущаюсь своим скудоумием. Энергия либидо напоминает водохранилище перед гидроэлектростанцией.
    Либидо может использоваться
    1. в супружестве - ее развитие в материнстве
    2. в монашестве - она вращает турбины смирения, и открывает под ногами спиральную лестницу, идущую вниз. Четыре ее витка - по четырем возрастам Иоанна. Девять ступенек каждого витка: "блаженны нищие духом" - перая ступень. Каждый виток заканчивается желанием (согласием) на мученичество.
    Спираль восхождения направлена вниз. На ее вершинах человек ощущает себя хуже демонов.
    добавлено: 13 июн 2014
    Вожделение без смирения - КРОВЬ, застилающая глаза духа. Путь самообмана. Фантаизм и прелесть сект.
    добавлено: 13 июн 2014
    Я ушел. Лимит исчерпан@>}--
     
  20.  
    Ignat
    Оффлайн

    Ignat Активный пользователь

    Сообщения:
    201
    Симпатии:
    136
    Лучшие ответы:
    0
    Вероисповедание:
    Даос
    Оксана... я представляю как Вы можете меня продиагностировать, со всей святостью Вам присущей, если я скажу что, я просто люблю эту женщину )))
     
    Helga нравится это.
Загрузка...