Клятва - да или нет?..

Тема в разделе "Задать вопрос всем", создана пользователем Андрей Чивильдеев, 19 июл 2014.

  1.  
    Андрей Чивильдеев
    Оффлайн

    Андрей Чивильдеев Студент форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    1.797
    Симпатии:
    2.989
    Лучшие ответы:
    11
    Вероисповедание:
    Православный
    В Священном Писании написано: "34. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; 35. ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; 36. ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. 37. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого." Матфея,5

    Но ведь и президент, и военные, и даже врачи произносят клятвы...
     
    Наталья_* нравится это.
  2.  
    Лариса Т.
    Оффлайн

    Лариса Т. Миссис Энергия

    Сообщения:
    3.328
    Симпатии:
    3.919
    Лучшие ответы:
    13
    Вероисповедание:
    Православный
    Мне почему-то на это вспоминаются фразы:

    1. Предать может каждый
    2. Всяк человек ложь

    Мне кажется эти слова уберегают нас от излишнего словоблудия, когда хочется сказать: я никогда не предам, я это сделаю 200%.
    Лучше не говорить, лучше делать. Женился - да, не женился - нет; а чего клясться тогда в вечной любви до гроба, в том, что она единственная и т.д. Одни слова...а ценны дела!
     
    Андрей Чивильдеев нравится это.
  3.  
    Zoya
    Оффлайн

    Zoya Мисс Добрая Справка Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.114
    Симпатии:
    4.800
    Лучшие ответы:
    10
    Вероисповедание:
    Православный
    Цитата.
    "Беседа о клятве, или что есть клятва, добродетель или порок, или дело ни доброе ни худое!
    Богоглаголивый Павел сказал, как слышали мы ныне, что люди чинят клятвы, и что клятва прекращает всякое прекословие, подтверждая точность дел. «Человецы бо болшим кленутся, и всякому их прекословию кончина во извещение клятва есть» (Евр.6:16). Но поелику он ни похвалил, ни осудил сей обычай, то заставляет делать любопытный и нужный вопрос таковой, что есть клятва, добродетель или порок, или дело ни доброе ни худое. Решение сего вопроса сколь нужно, столь и трудно. Нужно, поелику во всякое время и во всяком месте и обстоятельстве делают люди без осторожности всякой и без нужды многие и страшные клятвы: почему ежели мы коликократно божимся, толикократно и согрешаем, то горе нам. Трудно же решение сего вопроса потому во-первых, что касательно клятвы Ветхий Завет противен кажется Новому, во вторых, потому, что столько родов есть клятвы, что едва может кто исчислить оные и говорить о каждом роде, как должно, в-третьих, потому, что люди не только приобыкли, но и законом постановили себе делать клятвы. Что нужно нам знать, грех есть клятва или нет, дабы впредь или престать от клятв, или бесстрашно продолжать божиться, сие ни малого не требует доказательства, как дело явственное. Потщимся убо мы, сколько возможно, отразить трудности оные.
    Ветхий Завет утверждает, что Бог узаконил именем Его клясться. Ибо во Второзаконии читаем сие: «Господа Бога твоего да убоишися, и тому единому послужиши, и именем Его кленешися» (Втор.6:13). В книге же Исхода видим, что в делах сомнительных и не засвидетельствованных определил Бог явственно, чтобы клятва разрешала сомнение. «Аще же кто», говорит, «дает другу осля или телца, или овцу, или всяк скот хранити, и умрет или погибнет, или пленено будет, и никто же увесть, клятва да будет Божия между обоими» (Исх.22:10–11). Тому же самому поучают и Святые Божии Пророки. Пророк Исаия как бы от лица Божия говорит: «Мне поклонится всяко колено, и исповестся, или клятися будет, всяк язык Богови» (Ис.45:23). Потом подтверждает то, говоря: «кленущиися на земли клятися будут Богом истинным» (Ис.65:16). Царе-Пророк же Давид и похвалы достойным судил клянущегося Богом. «И похвалится», сказал, «всяк кленыйся Им» (Пс.62:12). Слыша сие, нельзя не увериться в том, что клятва не только не есть грех, но есть дело похвальное, есть добродетель.
    Но открыв книгу Нового Завета, слышим там единородного Сына Божия, повелевающего и глаголющего: «Аз же глаголю вам не клятися всяко: ни небом, яко престол есть Божий: ни землею, яко подножие есть ногама Его: ни Иерусалимом, яко град есть великаго Царя. Ниже главою твоею кленися, яко не можеши власа единаго бела или черна сотворити. Буди же слово ваше: ей, ей, ни, ни: лишше же сею от неприязни есть» (Мф.5:34–37). То же самое кратчае только повторил брат Божий Иаков: «прежде же всех», говорит он, «братие моя, не кленитеся ни небом, ни землею, ни иною коею клятвою: буди же вам, еже ей, ей, и еже ни, ни: да не в лицемерие впадете» (Иак.5:12). Читая сие, удостоверяемся мы, что клятва есть преступление Апостольской и Владычней заповеди, и следовательно грех есть великий.

    Но что есть сие, скажешь ты? Не согласны, или прямее сказать, противны одни другим словеса Божии.
    В Моисееве законе повелел Бог клясться именем Его,
    а в Евангельском повелел уклоняться всякой клятвы:
    одно другому противно то. Нет ... "

    Продолжение здесь => Кириакодромион Путь по дням Господним
    Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами, 48 – архиепископ Никифор (Феотокис)

    архиепископ Никифор (Феотокис)
    .................................................................................................................................................
    "Иисус Христос словами "не клянитесь" отменил конкретный ветхозаветный обряд, ибо свидетелем верности слова или дела становится уже совесть. "
    священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря. Что такое клятва и почему нельзя клясться? / Православие.Ru
     
    Последнее редактирование: 20 июл 2014
    Наталья_* нравится это.
  4.  
    Анонимно
    Оффлайн

    Анонимно Гость

    добавлено: 20 июл 2014
    Святое Евангелие от Матфея
    с толкованием Святых Отцов
    Не преступай клятвы
    Не преступай клятвы...
    (Мф. 5: 33-37)

    Если бы не было греха на земле, то не было бы и лжи, не было бы и подозрения во лжи, а потому не нужна была бы никакая клятва. Но люди согрешили, стали лгать и обманывать друг друга. А где возможен обман, там законно и подозрение. Чем же люди могли удостоверить истину своих обещаний, когда это было необходимо? Какой силой можно заставить их свято и честно исполнять свои обещания? Осталось одно: связать их совесть страхом суда Божия. И вот, когда это необходимо, человек ставит себя перед лицом всемогущего Бога и как бы так говорит ближнему: "Ты можешь не верить мне, потому что и я такой же грешник, как и ты. Но и надо мною, и над тобою есть Бог всевидящий, всемогущий и правосудный. Пусть Он будет свидетелем и споручником моего обещания. Я призываю Его страшное имя, я молю Его, чтобы помог мне исполнить слово мое и не щадил меня, если я не сдержу его. Поверь Богу - Судии праведному, что я буду верен своему обещанию!" Так произошла клятва именем Божиим. Люди, - говорит святой апостол Павел (Евр. 6: 16), - клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Этой клятвой клялись святые патриархи: Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, клялся царь Давид и другие ветхозаветные праведники. Если бы такая клятва была делом грешным, то святые никогда не произносили бы никаких клятв. Благоговейное клятвенное призывание имени Божия есть, в сущности, та же молитва: это вопль души грешной к Богу всемогущему, чтобы Он укрепил ее, слабую, исполнить доброе обещание во славу Его же святого имени, чтобы устранил препятствия, какие всегда встречаются в добром деле.
     
  5.  
    Zoya
    Оффлайн

    Zoya Мисс Добрая Справка Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.114
    Симпатии:
    4.800
    Лучшие ответы:
    10
    Вероисповедание:
    Православный
    Интересно стало, поискала в Клятва Гиппократа — Википедия текст клятвы Гиппократа и когда она появилась.
    Цитирую.
    Возникновение клятвы значительно древнее времени жизни Гиппократа: согласно преданию, клятва восходит к прямым потомкам Асклепия, она переходила в устном виде как семейная традиция из рода в род. Записаная Гиппократом клятва была впервые в эллинистической Александрии при Герофиле (Herophilos, ок. 300 г. до н. э.) и Эразистрате и стала документом с III века до н. э.[2]

    Текст клятвы в переводе на русский
    «Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панацеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: ...
    Gippocrat [7].

    Я так поняла, что "всеми богами и богинями" будущие врачи клянутся до сих пор?

    11 июня 2013 г
    Владимир Лисичкин: Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) – последний русский энциклопедист / Православие.Ru
    Цитата.
    "Я собрал воедино светлые мысли из разных проповедей и медицинских трудов Валентина Феликсовича и сформулировал этические принципы врача в виде клятвы Войно-Ясенецкого.
    Я прошу медицинское сообщество обсудить текст этой клятвы, и, если сообщество признает это целесообразным, то мы выступим с законодательной инициативой, чтобы все выпускники медицинских вузов и училищ принимали клятву Войно-Ясенецкого
    в дополнение к клятве Гиппократа, которая в значительной мере устарела и не отражает многих современных реалий."
    *****************************************
    Прот. Димитрий Смирнов поддержал идею замены слова «клянусь» в тексте воинской присяги
    'Я, безусловно, поддерживаю эту инициативу, потому что в Евангелии сказано 'Не клянись вовсе', - заявил священник

    Новостная служба | 24 декабря 2012 г.

    [​IMG].
    ПРАВМИР. Глава синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Димитрий Смирнов поддержал идею заменить в тексте военной присяги слово «клянусь» на «обещаю».
    «Я, безусловно, поддерживаю эту инициативу, потому что в Евангелии сказано «Не клянись вовсе», — заявил священник, слова которого приводит «Интерфакс-Религия».
    Отвечая на вопрос о том, почему ранее Церковь не выступала с такой идеей, отец Димитрий пояснил, что клятва, о которой говорится в Библии, используется «в подтверждение слов, чтобы не было сомнений, что человек лукавит».
    «В присяге же совершенной другой оттенок — «торжественно обещаю».

    Поэтому, понимая эту разницу, со времен Петра I никто по этому поводу не возмущался», — отметил священнослужитель.
    Он добавил, то все же было бы «лучше, чище это слово заменить на «обещаю».
    «Тогда уже не будет проблем даже с баптистами, которые не понимают этих нюансов», — сказал священник, напомнив, что баптисты не присягают в том числе из-за наличия в присяге слова «клянусь».
     
    Последнее редактирование: 20 июл 2014
  6.  
    Zoya
    Оффлайн

    Zoya Мисс Добрая Справка Почетный форумчанин

    Сообщения:
    3.114
    Симпатии:
    4.800
    Лучшие ответы:
    10
    Вероисповедание:
    Православный
    Андрей , извините, что на корню загубила своими ссылками Вашу интересную тему, понимаю ведь, что форум создан для живого общения.
    Вот, пример Католической свадебной клятвы: «Я, ___, беру тебя, ___, в законные мужья(жены), чтобы всегда быть вместе в радости и горе, в бедности и богатстве, в болезни и здравии, пока смерть не разлучит нас».

    Слово "проклятие" противоположное значение слова "клятва"?
     
    Последнее редактирование: 22 июл 2014
  7.  
    Андрей Чивильдеев
    Оффлайн

    Андрей Чивильдеев Студент форума Почетный форумчанин

    Сообщения:
    1.797
    Симпатии:
    2.989
    Лучшие ответы:
    11
    Вероисповедание:
    Православный
    Но ведь ссылки полезные:)
     
    Наталья_* нравится это.
  8.  
    Poimen
    Оффлайн

    Poimen Примерный семьянин

    Сообщения:
    1.391
    Симпатии:
    668
    Лучшие ответы:
    1
    Вероисповедание:
    Лютеранин
    Я думаю, что Иисус говорит так желая уберечь Своих последователей от пустоскверномногословия, и быть конкретными и ответственными в своих словах и дейстиях. Он не против клятвы как таковой, Он просто говорит, что тебе всеравно нечем клястся, по-сути ты ничем необладаешь ни небом ни землею чтобы использовать это для клятвы. Наверное уместно будет в нашем случае не использовать слово "клятва", а фразу "торжественное обещание".
     
Загрузка...